ГЛАВА VI НЕИСПРАВНОСТИ
В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СХЕМАХ КРАНОВ И ИХ ВЫЯВЛЕНИЕ
51. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ
Электрооборудование башенного крана состоит из многочисленных машин,
аппаратов и приборов, связанных между собой электропроводкой, длина
которой достигает нескольких тысяч метров. В процессе эксплуатации имеют
место повреждения в электросхемах, вызываемые выходом из строя отдельных
элементов машин и аппаратов или нарушением изоляции электропроводки.
Устранение неисправности в электрической схеме может быть разделено на
два этапа:
а) выявление места неисправности;
б) восстановление поврежденного участка.
Наиболее сложным является выявление места неисправности. Умение выявить
место неисправности в наиболее короткий срок и с наименьшими затратами
труда очень важно для эксплуатации, так как позволяет значительно
сократить простои кранов.
Хотя повреждения и нарушения в электрических схемах чрезвычайно
многообразны, они могут быть разделены на четыре основные группы:
а) обрыв цепи:
б) короткое замыкание;
в) замыкание на корпус (пробой изоляции);
г) наличие обходной цепи, возникающей при замыкании между собой
проводов.
Все эти дефекты могут иметь самые различные внешние проявления в
зависимости от особенностей электросхемы. Поэтому при устранении
неисправности следует тщательно проанализировать поведение схемы во всех
режимах, выявить отклонения в работе отдельных элементов или узлов и
только после этого приступить к поиску повреждения в той части схемы,
которая может вызывать эти отклонения.
Только тщательный анализ работы схемы, продуманные проверки и
опробования дают возможность быстро и эффективно выявить и устранить
неисправности.
Поскольку каждое повреждение требует специального анализа* невозможно
дать методику, пригодную для любого возможного случая, однако некоторые
общие правила могут быть использованы при анализе любой крановой
электросхемы.
В первую очередь, следует выявить, в какой цепи-—силовой или управления
— искать неисправность. Для примера рассмотрим случай неисправности
привода механизма поворота крана МБТК-80. Механизм поворота не
включается «вправо», все остальные механизмы, в том числе и поворот
«влево», работают.
Если при пробном включении рукоятки комапдоконтроллера поворота в
положение «вправо» не включается контактор ПВ, неисправность следует
искать в цепи управления, т. е. в цепи катушки этого контактора (цепы 8,
кулачковый элемент 3 командоконтроллера 50, конечный выключатель 7КВ,
30, катушка
ПВ, 4). Если же контактор ПВ включается, неисправность следует искать в
силовой цепи, причем только на участке, работающем «вправо».
Из электросхемы (см. рис 70) видно, что к этому участку относятся
контакты контактора ПВ и перемычки между контактами контакторов ПВ и JIB,
Цепи управления линейным контактором (цепи защиты) у кранов различных
типов, отличаясь количеством аппаратов, выполнены по общему принципу и
имеют общие признаки неисправности.
Любая цепь защиты может быть условно разделена на три обособленных
участка:
2) участок называемый обычно цепью блокировки, блокирующий первый
участок при включении контактора и замыкании его блок-контактов;
3) так называемый «общий участок», включающий аварийные рубильники,
контакты максимальных реле и катушку линейного контактора.
Внешним признаком обрыва цепи каждого участка является определенный
характер работы линейного контактора.
В случае обрыва цепи на первом участке линейный контактор не включается
при нажатии кнопки, но включается при повороте подвижной части
контактора до замыкания блок-контактов.
При пробном включении контактора вручную необходимо принять следующие
меры безопасности: все контроллеры должны быть установлены в нулевое
положение; поворачивать подвижную часть контактора следует либо с
помощью монтерского инструмента с изолированными ручками, либо в
диэлектрических перчатках.
В случае обрыва цепи на втором участке линейный контактор включается при
нажатии кнопки, но отпадает, когда кнопка возвра-щается в нормальное
положение. В схеме цепи защиты крана МБТК-80 кнопка не предусмотрена,
поэтому линейный контактор будет включен при нулевом положении всех
командокоитроллеров и отпадает, если любой контроллер вывести из
нулевого положения.
В случае обрыва цепи на третьем участке линейный контактор не включается
ни от кнопки, ни при переводе его во включенное положение вручную.
П. Проведение проверки
Цепь проверяют с помощью контрольно!} лзж.ы мощностью не более £5 ет или
иереиосного вольтметра переменного тока с пределом измерения до 250 в.
Контрольную лампу (вольтметр) подключают едннк проводом к фазе
переменного тока (клемма 2 на клёмынике б.тока селеновых выпрямителей),
а вторым—к отсоединенному от п менового выпрямителя прозоду За (рис,
74).
Электропроводка й контакты аппаратов проверяемой цепи представляют собой
систему, изолированную от металлоконструкции крана. Поэтому, если
изоляция исправна, контрольная лампа гореть не будет. Контрольная лампа
загорается, если в цепи имеет место пробой на корпус.
Описанное выше включение лампы позволяет проверить всю цепь постоянного
тока за исключением:
1) участка цепи между двумя контактами реле времени РТ. Для проверки
этого участка надо, сохранив подключение контрольной лампы
(вольтметра)., вручную включить реле РТ до заашкапип сто контактов;
•') участка цепи между двумя контактами контактора генератора Г. Для
проверки этого участка кепи надо, сохранив подключение контрольной лампы
(вольтметра), вручную включить контактор Г генератора до замыкания его
Контактов;
3) участка цепи между кулачковыми элементами комаидоконт-роллера и
катушками контакторов И. С, Г. 1У, 2У и ЗУ.
Для проверки этого участка следует, сохранив подключение контрольной
лампы (вольтметра), последовательно установить рукоятку грузового
коминдоконтроллера во все позиции подъем и спуск
Если поврежденный участок находится в цепи катушки какого-либо
контактора, то при замыкании этой цепи командококтроллером лампа ярко
вспыхнет или резко возрастет напряжение на вольтметре. Например, в
случае пробоя изоляций в проводе 13 лампа ярко вспыхнет при установке
рукоятки командоконтроллера на третью позицию спуска или подъема.
Для проверки цепи катушки контактора 2У надо в третьей позиции «подъем»
вручную включить контактор 1У до замыкания его блок-контактов (если
лампа при этом ярко вспыхнет, неисправность надо искать в цепи:
Слои-контакт /У, провод 19, йлок-коптакт Г, провод 20);
4) участка цени переносного монтажного пульта, если он нe отключен от
схемы (линии с маркировкой 42, 43, 44). Для проверки этого участка надо,
сохранив подключение контрольной лампы (вольтметра), установить
переключатель управления УП в положение «М» (управление краном с
монтажного переносного пульта).
Если контрольная лампа во всех описанных выше случаях не горит
(соответственно, вольтметр не показывает Напряжения), пробоя па корпус и
цепи нет и, следовательно, можно переходить к проверке катушек
контакторов па отсутствие run какого замыкания. Если же контрольная
лампа загорается (вольтметр показывает напряженке), в цепи имеется
пробой изоляции и необходимо приступить к поиску поврежденного участка.
Следует иметь в виду, что в зависимости от места повреждения цепи,
контрольная лампа, подключенная к проводу За и фазе, может иметь
различный накал — от полного До очень слабого, а вольтметр показывать
различную величину напряжения от 220 е до 60----80 в.