ГЛАВА VI НЕИСПРАВНОСТИ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СХЕМАХ КРАНОВ И ИХ ВЫЯВЛЕНИЕ

  Главная      Учебники - Краны     Справочник молодого машиниста башенных кранов (Н. И. Чернышев, В. А. Романюха) - 1966 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

 

ГЛАВА VI НЕИСПРАВНОСТИ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СХЕМАХ КРАНОВ И ИХ ВЫЯВЛЕНИЕ


51. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ


Электрооборудование башенного крана состоит из многочисленных машин, аппаратов и приборов, связанных между собой электропроводкой, длина которой достигает нескольких тысяч метров. В процессе эксплуатации имеют место повреждения в электросхемах, вызываемые выходом из строя отдельных элементов машин и аппаратов или нарушением изоляции электропроводки.

Устранение неисправности в электрической схеме может быть разделено на два этапа:

а) выявление места неисправности;

б) восстановление поврежденного участка.

Наиболее сложным является выявление места неисправности. Умение выявить место неисправности в наиболее короткий срок и с наименьшими затратами труда очень важно для эксплуатации, так как позволяет значительно сократить простои кранов.

Хотя повреждения и нарушения в электрических схемах чрезвычайно многообразны, они могут быть разделены на четыре основные группы:

а) обрыв цепи:

б) короткое замыкание;

в) замыкание на корпус (пробой изоляции);

г) наличие обходной цепи, возникающей при замыкании между собой проводов.

Все эти дефекты могут иметь самые различные внешние проявления в зависимости от особенностей электросхемы. Поэтому при устранении неисправности следует тщательно проанализировать поведение схемы во всех режимах, выявить отклонения в работе отдельных элементов или узлов и только после этого приступить к поиску повреждения в той части схемы, которая может вызывать эти отклонения.

Только тщательный анализ работы схемы, продуманные проверки и опробования дают возможность быстро и эффективно выявить и устранить неисправности.

Поскольку каждое повреждение требует специального анализа* невозможно дать методику, пригодную для любого возможного случая, однако некоторые общие правила могут быть использованы при анализе любой крановой электросхемы.

В первую очередь, следует выявить, в какой цепи-—силовой или управления — искать неисправность. Для примера рассмотрим случай неисправности привода механизма поворота крана МБТК-80. Механизм поворота не включается «вправо», все остальные механизмы, в том числе и поворот «влево», работают.

Если при пробном включении рукоятки комапдоконтроллера поворота в положение «вправо» не включается контактор ПВ, неисправность следует искать в цепи управления, т. е. в цепи катушки этого контактора (цепы 8, кулачковый элемент 3 командоконтроллера 50, конечный выключатель 7КВ, 30, катушка

ПВ, 4). Если же контактор ПВ включается, неисправность следует искать в силовой цепи, причем только на участке, работающем «вправо».

Из электросхемы (см. рис 70) видно, что к этому участку относятся контакты контактора ПВ и перемычки между контактами контакторов ПВ и JIB,

Цепи управления линейным контактором (цепи защиты) у кранов различных типов, отличаясь количеством аппаратов, выполнены по общему принципу и имеют общие признаки неисправности.

Любая цепь защиты может быть условно разделена на три обособленных участка:

1) участод, включающий нулевые контакты контроллеров и кнопку включения линейного контактора;

2) участок называемый обычно цепью блокировки, блокирующий первый участок при включении контактора и замыкании его блок-контактов;

3) так называемый «общий участок», включающий аварийные рубильники, контакты максимальных реле и катушку линейного контактора.

Внешним признаком обрыва цепи каждого участка является определенный характер работы линейного контактора.

В случае обрыва цепи на первом участке линейный контактор не включается при нажатии кнопки, но включается при повороте подвижной части контактора до замыкания блок-контактов.

При пробном включении контактора вручную необходимо принять следующие меры безопасности: все контроллеры должны быть установлены в нулевое положение; поворачивать подвижную часть контактора следует либо с помощью монтерского инструмента с изолированными ручками, либо в диэлектрических перчатках.

В случае обрыва цепи на втором участке линейный контактор включается при нажатии кнопки, но отпадает, когда кнопка возвра-щается в нормальное положение. В схеме цепи защиты крана МБТК-80 кнопка не предусмотрена, поэтому линейный контактор будет включен при нулевом положении всех командокоитроллеров и отпадает, если любой контроллер вывести из нулевого положения.

В случае обрыва цепи на третьем участке линейный контактор не включается ни от кнопки, ни при переводе его во включенное положение вручную.

 

П. Проведение проверки

Цепь проверяют с помощью контрольно!} лзж.ы мощностью не более £5 ет или иереиосного вольтметра переменного тока с пределом измерения до 250 в.

Контрольную лампу (вольтметр) подключают едннк проводом к фазе переменного тока (клемма 2 на клёмынике б.тока селеновых выпрямителей), а вторым—к отсоединенному от п менового выпрямителя прозоду За (рис, 74).

Электропроводка й контакты аппаратов проверяемой цепи представляют собой систему, изолированную от металлоконструкции крана. Поэтому, если изоляция исправна, контрольная лампа гореть не будет. Контрольная лампа загорается, если в цепи имеет место пробой на корпус.

Описанное выше включение лампы позволяет проверить всю цепь постоянного тока за исключением:

1) участка цепи между двумя контактами реле времени РТ. Для проверки этого участка надо, сохранив подключение контрольной лампы (вольтметра)., вручную включить реле РТ до заашкапип сто контактов;

•') участка цепи между двумя контактами контактора генератора Г. Для проверки этого участка кепи надо, сохранив подключение контрольной лампы (вольтметра), вручную включить контактор Г генератора до замыкания его Контактов;

3) участка цепи между кулачковыми элементами комаидоконт-роллера и катушками контакторов И. С, Г. 1У, 2У и ЗУ.
Для проверки этого участка следует, сохранив подключение контрольной лампы (вольтметра), последовательно установить рукоятку грузового коминдоконтроллера во все позиции подъем и спуск

Если поврежденный участок находится в цепи катушки какого-либо контактора, то при замыкании этой цепи командококтроллером лампа ярко вспыхнет или резко возрастет напряжение на вольтметре. Например, в случае пробоя изоляций в проводе 13 лампа ярко вспыхнет при установке рукоятки командоконтроллера на третью позицию спуска или подъема.

Для проверки цепи катушки контактора 2У надо в третьей позиции «подъем» вручную включить контактор 1У до замыкания его блок-контактов (если лампа при этом ярко вспыхнет, неисправность надо искать в цепи: Слои-контакт /У, провод 19, йлок-коптакт Г, провод 20);

4) участка цени переносного монтажного пульта, если он нe отключен от схемы (линии с маркировкой 42, 43, 44). Для проверки этого участка надо, сохранив подключение контрольной лампы (вольтметра), установить переключатель управления УП в положение «М» (управление краном с монтажного переносного пульта).

Если контрольная лампа во всех описанных выше случаях не горит (соответственно, вольтметр не показывает Напряжения), пробоя па корпус и цепи нет и, следовательно, можно переходить к проверке катушек контакторов па отсутствие run какого замыкания. Если же контрольная лампа загорается (вольтметр показывает напряженке), в цепи имеется пробой изоляции и необходимо приступить к поиску поврежденного участка.

Следует иметь в виду, что в зависимости от места повреждения цепи, контрольная лампа, подключенная к проводу За и фазе, может иметь различный накал — от полного До очень слабого, а вольтметр показывать различную величину напряжения от 220 е до 60----80 в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..