Анализ отношений между потребителем и производством получил широкое
освещение в литературе по дизайну, главным образом в отечественной. Но в
этих работах о дизайне рассказано об отношениях между потребителем и
промышленностью, сложившихся в условиях капиталистической системы,
использующей труд дизайнера. В условиях
государственно-монополистического капитализма дизайн выступает
посредником между промышленностью и торговлей, координируя и связывая их
в единую систему. Дизайн вынужден заниматься стайлингом, искусственно
вызывать потребности населения рекламой, планированием «устаревания»
изделий и, превращаясь в стимулятор спроса, он утрачивает свое
гуманистическое содержание.
Огромным преимуществом дизайна при социализме является то, что в
условиях национализированной промышленности и централизованного
планирования частные и корыстные интересы не оказывают влияния на цели
деятельности дизайна, а субъектом потребления выступает народ; поэтому
социальный заказ может и должен отражать истинные, широко понятые
интересы потребителя. Эти интересы органически сочетают утилитарное и
эстетическое отношение к вещам, ориентируя дизайн на удовлетворение и
развитие материальных и духовных потребностей общества.