ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СТРУКТУР ЭПС

  Главная      Книги - Кройка. Шитьё. Вязание     Основы художественного конструирования женской одежды (Черемных А. И.) - 1977 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СТРУКТУР ЭПС ПРИ ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОНСТРУИРОВАНИИ

 

 


Теперь, когда определены принципы формирования материально-пространственных структур ЭПС при техническом конструировании и

 

художественном творчестве, рассмотрим принципы формирования таких структур при художественном конструировании. В этом случае целью проектирования является осуществление утилитарной и художественной функций в структуре ЭПС, совмещающей конструкцию и форму. Называется такая структура бифункциональной.

Продукты дизайна представляют собой единство суммарного содержания и бифункциональной структуры, причем суммарное содержание в свою очередь является единством утилитарного и художественного содержания. Графическая модель синтеза продуктов дизайна подобна аналогичной модели при техническом конструировании — меняется лишь объект, а отсюда и состав принципов (схема 3)

 

Схема 3

 

 

 

 

Так как художественное конструирование совмещает техническое и художественное творчество, при образовании продуктов дизайна имеют место тенденции потребления и производства, превалирующие в обоих рассмотренных ранее видах деятельности. При техническом конструировании это тенденции функциональности и экономичности, сочетание которых обеспечивает утилитарность конструкции. При художественном творчестве — выразительность и эстетичность, слиянием которых характеризуется художественная форма. Указанные принципы предопределяют обе нерасторжимые стороны продуктов дизайна — и суммарное содержание, и бифункциональную структуру. Их соотношение выражает схема 4.
 

 

 

Схема 4

 

 

 

 

 

Далее формирование бифункциональной структуры получает развитие через раскрытие свойств, объединенных понятиями «утилитар-ность конструкции» и «художественность формы». Зная указанные свойства и соответствующие им принципы синтеза материально-пространственных структур, мы можем представить картину одновременного действия на форму предметов дизайна двух групп принципов синтезa, как показано на схеме 5.

 


Схема 5

 

 

Значение художественной и утилитарной функций в различных ЭПС (изделиях) не одинаково и не постоянно. В зависимости от назначения изменяется сравнительная весомость двух групп принципов. При усилении художественной функции преобладают принципы синтеза пластической формы, а продукты дизайна приближаются к области изобразительных искусств. При преобладании утилитарной функции возрастает значение принципов формирования конструкции, а продукты дизайна приближаются к области техники. С исчезновением одной из функций ЭПС перестает быть продуктом дизайна и превращается в техническое изделие или в декоративный предмет.

Для понимания закономерности совмещения двух функций в единой структуре продукт дизайна надо рассматривать как совмещение утилитарной конструкции и художественной формы, так как утилитарная конструкция являет собой единство утилитарного содержания и конструкции, а художественная форма — единство художественного содержания и формы. Поэтому продукт дизайна совмещает все четыре указанных компонента:

 

 

 


Внутри приведенной формулы каждый компонент взаимосвязан с двумя соседними
и через них с четвертым. Чтобы продукт дизайна функционировал полноценно, обеспечивается соответствие каждого компонента двум соседним.

Для рассмотрения отношений компонентов уточним специфику художественного содержания в дизайне. В продуктах дизайна в этом качестве выступает заключенная в них идейноэмоциональная информация, которая определяет строй чувств и мыслей, вызываемый данными предметами в человеке. Известно, что художественное содержание состоит из двух взаимопроникающих сторон —- познания и оценки. Специфика продуктов дизайна заключается в том, что познается и оценивается не внешнее явление, как в предметах изобразительного искусства, а утилитарное содержание самого реального предмета. Поэтому художественное содержание не только влияет на его материальную структуру, но и зависит от нее — ведь именно в ней находит воплощение утилитарное содержание предмета. Следовательно, рассматриваемое отношение определяется принципом единства утилитарного и художественного содержания и именуется содержательностью.

Та же ситуация наблюдается и внутри бифункциональной структуры, т. е в отношении конструкции и формы. Особенность формообразования при художественном конструировании состоит в том, что конструкция определяет форму, а форма по закону обратной связи влияет на конструкцию, организуя и упорядочивая ее.

Таким образом, рассмотренное отношение компонентов определяется принципом единства конструкции и формы и именуется тектонич-ностью.

Можно считать установленным, что в основе синтеза материально-пространственных структур продуктов дизайна (как в архитектуре, так и в прикладном искусстве) лежат следующие необходимые и достаточные принципы:

а) формирования конструкции — эффективность, эргономичность, экономичность, технологичность, конструктивность;

б) формообразования художественной формы — образность, коммуникативность (читаемость формы), пластичность (взаимосвязь формы и материалов), техничность (взаимосвязь формы и ее технологии), организованность (композиция элементов формы);

в) совмещения двух функций художественного конструирования — содержательность, тектоничность.

Теперь появляется возможность показать общую картину синтеза материально-пространственной структуры продуктов дизайна (схема 6).

 

 

 

Схема 6

 

 

Данная схема выявляет инвариантную (неизменяемую) систему принципов, лежащих в основе художественно-конструкторской деятельности. Конечно, схема абстрактна, она показывает лишь общую картину координации и субординации данных принципов. То, напри-' мер, что эффективность, эргономичность и другое, равно как и образность, организованность и прочее занимают в схеме равную площадь, не означает их равной значимости. Но какова же, в таком случае, их реальная сравнительная весомость? Следует отметить, что каждый принцип в реальной художественноконструкторской практике может иметь большее или меньшее значение.

Выше отмечалась закономерность широкого варьирования соотношения утилитарной и художественной функций в ЭПС; то же самое надо сказать и о переменчивости соотношений всех других параметров показанной на схеме 6 системы. Можно было бы привести много примеров, показывающих, как в зависимости от целого ряда объективных и субъективных условий весомость того или иного принципа то падает, то повышается. В результате система приобретает широчайшие возможности варьирования соотношения своих элементов, от приобретения каждым'доминирующего значения до сведения его значения к минимуму. Так обнаруживается принадлежность данной системы к классу сложных, динамических систем, способных к широкому диапазону внутренних преобразований при постоянстве своей структуры, обеспечивающих сохранение качественной определенности этой системы.
Если же какой-либо элемент системы выпадает из нее полностью, например технологичность или пластичность, то система деформируется, искажается, приобретает патологический характер и требует «лечения», т. е. устранения данного дефекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..