ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МАТЕРИАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СТРУКТУР ЭПС ПРИ ХУДОЖЕСТВЕННОМ
КОНСТРУИРОВАНИИ
Теперь, когда определены принципы формирования
материально-пространственных структур ЭПС при техническом
конструировании и
художественном творчестве, рассмотрим принципы
формирования таких структур при художественном конструировании. В этом
случае целью проектирования является осуществление утилитарной и
художественной функций в структуре ЭПС, совмещающей конструкцию и форму.
Называется такая структура бифункциональной.
Продукты дизайна представляют собой единство суммарного содержания и
бифункциональной структуры, причем суммарное содержание в свою очередь
является единством утилитарного и художественного содержания.
Графическая модель синтеза продуктов дизайна подобна аналогичной модели
при техническом конструировании — меняется лишь объект, а отсюда и
состав принципов (схема 3)
Схема 3
Так как художественное конструирование совмещает
техническое и художественное творчество, при образовании продуктов
дизайна имеют место тенденции потребления и производства, превалирующие
в обоих рассмотренных ранее видах деятельности. При техническом
конструировании это тенденции функциональности и экономичности,
сочетание которых обеспечивает утилитарность конструкции. При
художественном творчестве — выразительность и эстетичность, слиянием
которых характеризуется художественная форма. Указанные принципы
предопределяют обе нерасторжимые стороны продуктов дизайна — и суммарное
содержание, и бифункциональную структуру. Их соотношение выражает схема
4.
Схема 4
Далее формирование бифункциональной структуры
получает развитие через раскрытие свойств, объединенных понятиями «утилитар-ность
конструкции» и «художественность формы». Зная указанные свойства и
соответствующие им принципы синтеза материально-пространственных
структур, мы можем представить картину одновременного действия на форму
предметов дизайна двух групп принципов синтезa, как показано на схеме 5.
Схема 5
Значение художественной и утилитарной функций в
различных ЭПС (изделиях) не одинаково и не постоянно. В зависимости от
назначения изменяется сравнительная весомость двух групп принципов. При
усилении художественной функции преобладают принципы синтеза
пластической формы, а продукты дизайна приближаются к области
изобразительных искусств. При преобладании утилитарной функции
возрастает значение принципов формирования конструкции, а продукты
дизайна приближаются к области техники. С исчезновением одной из функций
ЭПС перестает быть продуктом дизайна и превращается в техническое
изделие или в декоративный предмет.
Для понимания закономерности совмещения двух функций в единой структуре
продукт дизайна надо рассматривать как совмещение утилитарной
конструкции и художественной формы, так как утилитарная конструкция
являет собой единство утилитарного содержания и конструкции, а
художественная форма — единство художественного содержания и формы.
Поэтому продукт дизайна совмещает все четыре указанных компонента:
Внутри приведенной формулы каждый компонент взаимосвязан с двумя
соседними
и через них с четвертым. Чтобы продукт дизайна функционировал
полноценно, обеспечивается соответствие каждого компонента двум
соседним.
Для рассмотрения отношений компонентов уточним специфику художественного
содержания в дизайне. В продуктах дизайна в этом качестве выступает
заключенная в них идейноэмоциональная информация, которая определяет
строй чувств и мыслей, вызываемый данными предметами в человеке.
Известно, что художественное содержание состоит из двух
взаимопроникающих сторон —- познания и оценки. Специфика продуктов
дизайна заключается в том, что познается и оценивается не внешнее
явление, как в предметах изобразительного искусства, а утилитарное
содержание самого реального предмета. Поэтому художественное содержание
не только влияет на его материальную структуру, но и зависит от нее —
ведь именно в ней находит воплощение утилитарное содержание предмета.
Следовательно, рассматриваемое отношение определяется принципом единства
утилитарного и художественного содержания и именуется содержательностью.
Та же ситуация наблюдается и внутри бифункциональной структуры, т. е в
отношении конструкции и формы. Особенность формообразования при
художественном конструировании состоит в том, что конструкция определяет
форму, а форма по закону обратной связи влияет на конструкцию, организуя
и упорядочивая ее.
Таким образом, рассмотренное отношение компонентов определяется
принципом единства конструкции и формы и именуется тектонич-ностью.
Можно считать установленным, что в основе синтеза
материально-пространственных структур продуктов дизайна (как в
архитектуре, так и в прикладном искусстве) лежат следующие необходимые и
достаточные принципы:
а) формирования конструкции — эффективность, эргономичность,
экономичность, технологичность, конструктивность;
б) формообразования художественной формы — образность, коммуникативность
(читаемость формы), пластичность (взаимосвязь формы и материалов),
техничность (взаимосвязь формы и ее технологии), организованность
(композиция элементов формы);
в) совмещения двух функций художественного конструирования —
содержательность, тектоничность.
Теперь появляется возможность показать общую картину синтеза
материально-пространственной структуры продуктов дизайна (схема 6).
Схема 6
Данная схема выявляет инвариантную (неизменяемую)
систему принципов, лежащих в основе художественно-конструкторской
деятельности. Конечно, схема абстрактна, она показывает лишь общую
картину координации и субординации данных принципов. То, напри-' мер,
что эффективность, эргономичность и другое, равно как и образность,
организованность и прочее занимают в схеме равную площадь, не означает
их равной значимости. Но какова же, в таком случае, их реальная
сравнительная весомость? Следует отметить, что каждый принцип в реальной
художественноконструкторской практике может иметь большее или меньшее
значение.
Выше отмечалась закономерность широкого варьирования соотношения
утилитарной и художественной функций в ЭПС; то же самое надо сказать и о
переменчивости соотношений всех других параметров показанной на схеме 6
системы. Можно было бы привести много примеров, показывающих, как в
зависимости от целого ряда объективных и субъективных условий весомость
того или иного принципа то падает, то повышается. В результате система
приобретает широчайшие возможности варьирования соотношения своих
элементов, от приобретения каждым'доминирующего значения до сведения его
значения к минимуму. Так обнаруживается принадлежность данной системы к
классу сложных, динамических систем, способных к широкому диапазону
внутренних преобразований при постоянстве своей структуры,
обеспечивающих сохранение качественной определенности этой системы.
Если же какой-либо элемент системы выпадает из нее полностью, например
технологичность или пластичность, то система деформируется, искажается,
приобретает патологический характер и требует «лечения», т. е.
устранения данного дефекта.