ПРОЦЕСС ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ.
ЗАДАЧИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ
В практике художественного конструирования моделей
одежды художник-конструктор имеет дело со следующими компонентами:
человеком, его типологией как индивидуума и как индивидуальности;
человеческой деятельностью и его средой— окружением;
одеждой, ее формой и свойствами; средствами композиционной связи
(организации) первичных элементов и частей зрительной формы;
системами художественных формообразований в костюме;
средствами проектирования формы в художественном конструировании одежды.
Основные взаимосвязи человека и элементов пространственной структуры
(одежды) рассматриваются здесь как субъектно-объект-ные отношения.
В общих положениях эти отношения были проанализированы в гл. I.
Дизайн, или в данном конкретном случае художественное конструирование
одежды, есть моделирование одежды, разработка моделей одежды для их
последующего промышленного производства.
Термин «модель» по отношению к одежде означает новый по виду, форме,
материалу, отделке или другим отличиям образец одежды, по которому в
дальнейшем изготовляют изделия в промышленности, в кустарном
производстве, дома.
Моделирование одежды представляет собой творческий процесс, состоящий из
трех последовательных этапов: 1) разработки проекта модели одежды в
конструктивном и художественном решении; 2) выполнения проекта в
материале; 3) внедрения созданной модели в производство.
Одежда является одним из важнейших предметов широкого потребления, а ее
моделирование— одним из важнейших видов дизайна.
Моделирование одежды в нашей стране имеет государственное значение. Оно
является средством удовлетворения растущих потреб-ностей и вкусов нашего
народа в разнообразной, красивой и целесообразной одежде. В то же время
моделирование одежды силой своего искусства, своей идеологической
направленности служит делу воспитания сознания наших людей, утверждает
красоту социалистической действительности и красоту духовного облика
советского человека.
Основные принципы моделирования одежды вытекают из особенностей всех
видов прикладного искусства, заключающихся в неразрывном единстве двух
его функций: идейно-художественной и общественно-практической.
Первая функция моделирования одежды — идейно-художественная — вытекает
из ее социальной обусловленности.
К- Маркс и Ф. Энгельс создали материалистическую теорию искусства и
определили ее источником материальные условия жизни: «...вместе с
условиями жизни людей, с их общественными отношениями, с их общественным
бытием изменяются также и их представления, взгляды и понятия, — одним
словом, их сознание»*. Они же писали: «Мысли господствующего класса
являются в каждую эпоху господствующими мыслями»**. Отсюда следует, что
эти господствующие идеи или идеология были решающими и в вопросах
культуры и искусства.
В своем становлении и развитии советская культура руководствовалась
указаниями В. И. Лёнина об источниках и социальных корнях культуры и
искусства.
Решение проблемы культурного наследия и его критического освоения
определило советское искусство как искусство социалистическое по
содержанию и национальное по форме, т. е. искусство, основанное на
принципах партийности и народности. Принцип партийности искусства
заключается в том, что оно не может
быть аполитичным, ибо всегда выражает классовую
идеологию. Основная задача советского искусства — служение обществу, и
источником искусства является реальная действительность, связанная с
образом жизни народа, его деятельностью, его творчеством. В этом
народность нашего искусства.
Партия призвала всех работников искусства и культуры использовать все
прогрессивное из прошлого и настоящего художественного творчества
народов как нашей страны, так и других стран.
Советские люди оценивают произведения дизайна, в частности одежду, с
точки зрения их идейной направленности, целесообразности, красоты и той
радости, которую они могут доставить. Моделирование должно обеспечить
полное удовлетворение потребностей в одежде всех людей.
Образ советского человека — человека труда, человека коммунистической
морали и высокой культуры — всегда должен быть в центре внимания
художника.
В постановку самых различных задач моделирования включается проблема
читаемости (передачи) содержания костюма свойствами коммуникативности
художественной формы.
Одна из установок в моделировании заключается в общественной,
практической функции одежды — ее назначении. Условия использования
одежды, т. е. то, для кого и для чего она предназначается, определяют
конкретные утилитарные задачи.
Практическая установка обусловливает выбор материалов, вырабатываемых
промышленностью в массовых количествах.
Модели, сделанные из уникальных материалов, не будут жизненны из-за
отсутствия этих материалов.
При моделировании учитывается также и такой фактор, как технические и
экономические возможности швейных предприятий.
Моделирование одежды состоит из следующих моментов:
1) разработки основных направлений моды;
2) воспитания вкуса народа путем пропаганды идейных, художественных и
высококачественных моделей одежды;
3) удовлетворения потребностей трудящегося населения города и деревни в
одежде разнообразных и красивых моделей;
4) расширения существующего ассортимента различных видов одежды;
5) разработки новых видов и форм одежды, соответствующих требованиям
трудовой деятельности советских людей, а также спорта и отдыха;
6) разработки способов применения в швейной промышленности новых видов
материалов, тканей, отделки и др.