Самое молодое искусство — дизайн — настойчиво
стремится определить свое место в семье других искусств. Ощущая себя
детищем XX в., века колоссальных технических достижений, дизайн осознает
и свои неразрывные связи с многовековым искусством, стремится
унаследовать его опыт и традиции.
Распространение дизайна в различных областях промышленности
обусловливает необходимость иметь четкое представление о его сущности,
структуре и функциях, о его месте в жизни и современной культуре нашего
общества.
Наиболее полное научное освещение деятельности человека в сфере дизайна
было дано в работах М. С. Кагана. Эти работы позволили выявить факторы,
определяющие процесс формирования продуктов дизайна; соотношение, т. е.
координационные и субординационные связи таких факторов; закономерности
дизайнерской деятельности.
Деятельность — способ существования человека, выражение его сущности. К.
Маркс писал: «В характере жизнедеятельности заключается весь характер
данного вида, его родовой характер, а свободная сознательная
деятельность как раз и составляет родовой характер человека». Человек
действует в системе субъектно-объектных отношений. В качестве субъекта
как сознательного носителя действий могут выступать отдельные личности,
социальные группы, классы или общество в целом. Объектом деятельности
могут являться природа и ее продукты, общество и созданная им «вторая
природа», социальные группы и отдельные люди.
Вся жизнедеятельность человека в целом представляет собой динамически
единый процесс, началом и концом которого является действующий субъект,
а внутренним источником развития — потребности и удовлетворяющее их
производство. Любая деятельность вызвана потребностями и прямо или
косвенно предполагает потребление продуктов производства. Она либо
непосредственно рассчитана на создание объектов потребления, либо
познает объекты, имея в виду то или иное их использование, либо
оценивает объекты с позиций их соответствия или несоответствия
потребностям субъекта. Соответственно различные виды деятельности
предполагают производство либо материальных ценностей, либо знаний, либо
оценок. Поэтому субъект деятельности выступает и как субъект
производства, и как субъект потребления. Функции субъекта производства
состоят в познании потребностей и в созидании продукта, а функция
субъекта потребления — в овладении продуктом, т. е. в его потреблении, и
в предъявлении требований к производству.
Заметим, что это отношение отражает не только
объективно существующие непосредственные связи, но и опосредствованные
связи, т. е. связи между явлениями через промежуточные звенья.
В данной модели зафиксирован, однако, самый абстрактный уровень
рассмотрения проблемы, а потому опущен столь важный момент человеческой
деятельности, как общение. Между тем поскольку и производство и
потребление имеют общественный и определенным образом организованный
характер, они обязательно включают в себя момент общения (материального
и духовного) участников данных процессов.
Приведенные отношения отражают необходимые и достаточные элементы всех
форм деятельности. Для того чтобы характеризовать какую-либо конкретную
деятельность, нужно раскрыть своеобразие этих элементов и их
взаимосвязей в конкретной деятельности.
Так как нам надо рассмотреть основные закономерности и принципы, общие
для всей многообразной сферы деятельности дизайна, мы вынуждены
отвлечься от того, что каждая отрасль указанной деятельности имеет свои
особенности, продиктованные спецификой функций проектируемых объектов,
спецификой их производства и потребления; выявление этих особенностей
будет изложено в последующих главах работы.