Определяющей, наиболее глубокой причиной всякой деятельности являются
потребности. Отмечая их роль, Ф. Энгельс писал: «Люди привыкли объяснять
свои действия из своего мышления, вместо того чтобы объяснить их из
своих потребностей».
В приведенной нами формуле потребности олицетворяются в их носителе —
субъекте потребления. Они формируются и развиваются в процессе
потребления, который оказывается в свою очередь процессом своеобразного
производства — производства новых потребностей. К- Маркс отмечал:
«Производство доставляет не только потребности материал, но и материалу
потребность... Производство производит поэтому не только предмет для
субъекта, но также и субъект для предмета».
Чтобы уяснить цель любой деятельности, надо с полной определенностью
установить те потребности, на удовлетворение которых эта деятельность
направлена. Каковы же они в интересующем нас случае?
В литературе дизайну приписывают много функций, но бесспорным можно
считать, что дизайн является одной из форм деятельности по созданию
элементов предметной среды (ЭПС), которые тг выступают в качестве
продуктов этой деятельности.
Положение о том, что художник-конструктор участвует в создании новых
вещей, новых потребительских стоимостей, сегодня может быть с
уверенностью принято в качестве методологической основы дизайна. Однако
созданием ЭПС занимаются, кроме дизайна, ремесло и промышленность,
строительство и архитектура, различные виды прикладного,
изобразительного и орнаментально-декоративного творчества. Все
перечисленные области деятельности по характеру преследуемых целей могут
быть разделены на три группы:
1) чисто технические формы деятельности
преследующие при создании ЭПС осуществление одних утилитарных функций;
2) изобразительные и орнаментально-деко-ративные виды творчества,
преследующие при создании ЭПС осуществление художественных функций;
3) прикладные искусства, архитектура и дизайн, преследующие при создании
ЭПС осуществление одновременно материальных и духовных, утилитарных и
художественных функций.
Надо обратить внимание на то, что духовную функцию дизайна часто
называют не художественной, а эстетической. С таким определением нельзя
согласиться, так как деятельность дизайнера, так же как и архитектора
или художника-прикладника, не сводится к приданию вещам красоты,
изящества и прочих эстетических качеств. Во всех продуктах деятельности
этих людей в большей или меньшей степени проявляется художественная
выразительность как воплощение духа времени' и социальной среды, как
образ конкретного назначения вещи, выявляющейся в придаваемом ей
эмоциональном звучании, в том настроении, которое она — или целый
комплекс вещей —должна возбуждать у пользующихся ими людей. Эта
художественно-образная функция непременно включает в себя эстетические
моменты, но к ним не сводится.
Бифункциональный характер объединяет дизайнерскую деятельность с
архитектурным творчеством и прикладным искусством; особенность же
дизайна заключается в том, что он работает не на ремесленной, а на
промышленной базе, являясь результатом внедрения
художественно-творческой деятельности в современное технически
высокоразвитое промышленное производство. Это имеет, огромное значение и
для создания произведений «промышленного искусства», и для их
формообразования, и для их функционирования.
Надо также обратить внимание на свойственное дизайну существенное
расширение коммуникативной активности по сравнению с художественным
ремеслом. Необходимость создания двуплановых объектов (моделей),
•сочетающих утилитарно-технические и художественно-эстетические
качества, и сложный промышленный способ их изготовления обязывают
дизайнера вступать в определенного рода производственное общение с
другими участниками творческого процесса — с инженером-конструктором,
технологом, плановиком, экономистом, мастерами, рабочими, т. е. со всеми
членами производственного коллектива.
Место дизайнера в этом коллективе определяет его специфические функции и
проистекающие отсюда принципы общения — такова одна из первых проблем
теории дизайна.
В то же время потребление произведений
промышленного искусства имеет массовый характер: в отличие от книг или
картин,
обращенных к каждому человеку как индивидууму и требующих
индивидуального сосредоточения и «отключенного» от среды восприятия,
произведения дизайна включены в реальный поток практической жизни. Они
обращены к целым группам людей (в частной жизни — к семье, на
производстве — ко всем работающим в данном цехе, в общественном быту — к
массе людей, заполняющих улицы и площади города, приходящих в театры и
на стадионы, едущих в поездах и летящих в самолетах) и ориентированы на
возбуждение у них общего душевного состояния, т. е. на организацию их
духовного общения через посредство данных произведений (или по поводу
этих произведений, как говорят социологи).
Наконец, поскольку всякое художественное произведение, в частности и
произведение художественно-конструкторской деятельности, передает
потребителю некую духовную информацию, вложенную в него его создателем,
постольку между ними — художником и его публикой — завязывается
своеобразное общение, и само произведение оказывается как бы «говорящим»
(имеющим свой язык).
Таким образом, дизайн должен быть рассмотрен не только с позиций
технических и художественно-эстетических, но и с позиций коммуникативных
как один из важнейших инструментов организации общения людей в
современном обществе.