ЦЕЛЬ И ПРОДУКТ ДИЗАЙНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  Главная      Книги - Кройка. Шитьё. Вязание     Основы художественного конструирования женской одежды (Черемных А. И.) - 1977 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

ЦЕЛЬ И ПРОДУКТ ДИЗАЙНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Определяющей, наиболее глубокой причиной всякой деятельности являются потребности. Отмечая их роль, Ф. Энгельс писал: «Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того чтобы объяснить их из своих потребностей».

В приведенной нами формуле потребности олицетворяются в их носителе — субъекте потребления. Они формируются и развиваются в процессе потребления, который оказывается в свою очередь процессом своеобразного производства — производства новых потребностей. К- Маркс отмечал: «Производство доставляет не только потребности материал, но и материалу потребность... Производство производит поэтому не только предмет для субъекта, но также и субъект для предмета».

Чтобы уяснить цель любой деятельности, надо с полной определенностью установить те потребности, на удовлетворение которых эта деятельность направлена. Каковы же они в интересующем нас случае?

В литературе дизайну приписывают много функций, но бесспорным можно считать, что дизайн является одной из форм деятельности по созданию элементов предметной среды (ЭПС), которые тг выступают в качестве продуктов этой деятельности.

Положение о том, что художник-конструктор участвует в создании новых вещей, новых потребительских стоимостей, сегодня может быть с уверенностью принято в качестве методологической основы дизайна. Однако созданием ЭПС занимаются, кроме дизайна, ремесло и промышленность, строительство и архитектура, различные виды прикладного, изобразительного и орнаментально-декоративного творчества. Все перечисленные области деятельности по характеру преследуемых целей могут быть разделены на три группы:

1) чисто технические формы деятельности
преследующие при создании ЭПС осуществление одних утилитарных функций;

2) изобразительные и орнаментально-деко-ративные виды творчества, преследующие при создании ЭПС осуществление художественных функций;

3) прикладные искусства, архитектура и дизайн, преследующие при создании ЭПС осуществление одновременно материальных и духовных, утилитарных и художественных функций.

Надо обратить внимание на то, что духовную функцию дизайна часто называют не художественной, а эстетической. С таким определением нельзя согласиться, так как деятельность дизайнера, так же как и архитектора или художника-прикладника, не сводится к приданию вещам красоты, изящества и прочих эстетических качеств. Во всех продуктах деятельности этих людей в большей или меньшей степени проявляется художественная выразительность как воплощение духа времени' и социальной среды, как образ конкретного назначения вещи, выявляющейся в придаваемом ей эмоциональном звучании, в том настроении, которое она — или целый комплекс вещей —должна возбуждать у пользующихся ими людей. Эта художественно-образная функция непременно включает в себя эстетические моменты, но к ним не сводится.

Бифункциональный характер объединяет дизайнерскую деятельность с архитектурным творчеством и прикладным искусством; особенность же дизайна заключается в том, что он работает не на ремесленной, а на промышленной базе, являясь результатом внедрения художественно-творческой деятельности в современное технически высокоразвитое промышленное производство. Это имеет, огромное значение и для создания произведений «промышленного искусства», и для их формообразования, и для их функционирования.

Надо также обратить внимание на свойственное дизайну существенное расширение коммуникативной активности по сравнению с художественным ремеслом. Необходимость создания двуплановых объектов (моделей), •сочетающих утилитарно-технические и художественно-эстетические качества, и сложный промышленный способ их изготовления обязывают дизайнера вступать в определенного рода производственное общение с другими участниками творческого процесса — с инженером-конструктором, технологом, плановиком, экономистом, мастерами, рабочими, т. е. со всеми членами производственного коллектива.

Место дизайнера в этом коллективе определяет его специфические функции и проистекающие отсюда принципы общения — такова одна из первых проблем теории дизайна.

 

В то же время потребление произведений промышленного искусства имеет массовый характер: в отличие от книг или картин,

обращенных к каждому человеку как индивидууму и требующих индивидуального сосредоточения и «отключенного» от среды восприятия, произведения дизайна включены в реальный поток практической жизни. Они обращены к целым группам людей (в частной жизни — к семье, на производстве — ко всем работающим в данном цехе, в общественном быту — к массе людей, заполняющих улицы и площади города, приходящих в театры и на стадионы, едущих в поездах и летящих в самолетах) и ориентированы на возбуждение у них общего душевного состояния, т. е. на организацию их духовного общения через посредство данных произведений (или по поводу этих произведений, как говорят социологи).

Наконец, поскольку всякое художественное произведение, в частности и произведение художественно-конструкторской деятельности, передает потребителю некую духовную информацию, вложенную в него его создателем, постольку между ними — художником и его публикой — завязывается своеобразное общение, и само произведение оказывается как бы «говорящим» (имеющим свой язык).

Таким образом, дизайн должен быть рассмотрен не только с позиций технических и художественно-эстетических, но и с позиций коммуникативных как один из важнейших инструментов организации общения людей в современном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..