ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В СФЕРЕ ДИЗАЙНА

  Главная      Книги - Кройка. Шитьё. Вязание     Основы художественного конструирования женской одежды (Черемных А. И.) - 1977 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В СФЕРЕ ДИЗАЙНА


Что же дает все изложенное выше практике художественного конструирования?

Прежде всего проведенный разбор с полной определенностью устанавливает круг задач, которые должны решаться службами художественного конструирования, а также определяет роль и место художника-конструктора в коллективе, работающем над созданием ЭПС в промышленности.

Кроме того, результаты анализа деятельности человека в сфере дизайна позволили сформулировать требования художественного конструирования к промышленной продукции. В настоящее время в условиях все усиливающейся борьбы за повышение качества промышленной продукции в нашей стране, за приведение качества продукции в соответствие с требованиями художественного конструирования исключительно важно иметь четкую формулировку этих требований. Существующие формулировки требований к продукту художественного конструирования не основаны на единых принципах и поэтому им присущи элементы случайности и субъективности.

Система объективных принципов дает возможность однозначно сформулировать как общие требования художественного конструирования к промышленной продукции, которые заключаются в необходимости последовательного применения выявленных принципов, так и частные требования, представляющие собой распространение общих требований на конкретную продукцию с учетом ее специфики.

Далее, система объективных принципов художественного конструирования представляет собой твердое основание для оценки продуктов указанной деятельности, так как оценка результатов работы (проектирования) должна характеризовать степень их соответствия тем принципам, которые лежат в основе самой работы по проектированию.

Понятно, что при оценке реальных продуктов, так же как и при их проектировании, взаимосвязь выявленных необходимых и достаточных факторов должна рассматриваться на конкретном материале с полным учетом их специфики. Например, субъект потребления следует рассматривать в комплексе его социальной, профессиональной, возрастной, половой и других характеристик. Любая оценка

 

представляет собой сопоставление субъекта с идеалом, образцом, эталоном (реальным или мыслимым), поэтому ей, этой оценке, должно обязательно предшествовать установление такого идеала.

Процесс оценки художественно-конструкторского уровня ЭПС должен, очевидно, складываться и из оценки утилитарности и художественности элементов предметной среды.

При оценке утилитарности рассматриваются следующие аспекты:

1) соответствие материально-пространственной структуры ЭПС заданной рабочей функции (теме) и технической идее ее осуществления (взаимосвязь структуры с объектом воздействия — эффективность; взаимосвязь структуры с субъектом-оператором — эргономичность) ;

2) воплощение избранной идеи в мате-риально-пространственное решение структуры ЭПС — конструкторское мастерство (взаимосвязь структуры и материала — экономичность; взаимосвязь структуры и технологии — технологичность; взаимосвязь структуры и методов пространственной (объемной) организации материала — конструктивность).

При оценке художественности должны рассматриваться:

1) художественное содержание (художе-

ственная идея), степень его соответствия утилитарному содержанию, пониманию последнего с позиций общественных идеалов (или идеалов того слоя общества, которому изделие адресовано) —содержательность; сравнительная весомость художественного начала по отношению к утилитарному (при оценке этого момента мы подсознательно руководствуемся своеобразным законом: мера оптимальной

художественной нагрузки предмета определяется возможностью его «бескорыстного» созерцания);

2) взаимное соответствие художественного содержания и формы — образность;

3) соответствие формы духовным потребностям и возможностям потребителя, его эстетическим идеалам, которые, как известно, возникают и развиваются под воздействием многих социальных факторов, взаимодействуя с различными видами общественного сознания, прежде всего с общественными идеалами,— коммуникативность (знаковость, читаемость);
4) материализация суммарного содержания— красота (взаимное соответствие формы и конструкции — тектоничность; взаимное соответствие формы и технологии — техничность; взаимное соответствие формы и материала— пластичность; взаимное соответствие формы и приемов пространственной организации материала—организованность).

Наконец, оценивается субъективное отношение автора с позиции общественного идеала к рассмотренным объективным закономерностям формирования ЭПС, т. е. стиль произведения. Конечно, субъективность стиля, так же как и художественное содержание, следует понимать диалектически.

Такой и только такой должна быть методология оценки продуктов художественноконструкторской деятельности. Что касается конкретной оценки, то эту методику следует приспосабливать к особенностям специфики разработок ЭПС, поскольку оцениваемые свойства, особенно такие, как образность, коммуникативность, организованность, весьма многогранны и требуют детального рассмотрения под углами зрения поставленных задач и предъявляемых требований.

Суммируя все изложенное, можно сделать вывод, что проведенный анализ в той мере, в какой он дает понимание объективных закономерностей художественно-конструкторской деятельности, должен помочь художникам-конструкторам осмыслить свои творческие позиции, сформулировать свои конкретные задачи, а следовательно, и решить последние. Знание и учет изложенного выше должны способствовать повышению квалификации художников-конструкторов и благодаря этому — повышению качества проектируемых моделей изделий.

Так как высокое качество продукции художественного конструирования предполагает ее утилитарное и художественное совершенство, оно обеспечивает как непосредственно экономию энергии, средств и материалов в процессе производства этой продукции, так и экономию физических и духовных сил потребителя в процессе ее эксплуатации, а на этой основе — целенаправленное и предельно эффективное эстетическое воздействие предметов на людей, пользующихся ими и живущих среди них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..