Основы художественного конструирования женской одежды
Черемных А. И. - 1977
год
Книга посвящена художественному конструированию
одежды. В ней отражается взаимосвязь прикладного искусства и техники
моделирования женской одежды.
Книга раскрывает деятельность художника в сфере дизайна и его роль в
промышленном производстве одежды, определяет методологию ее оценки. В
ней освещаются этапы творческого процесса, методы творчества и различные
технические средства, применяемые при моделировании женской одежды.
Книга рассчитана на профессиональных художников-модельеров и может быть
полезна студентам высших учебных заведений и учащимся техникумов легкой
промышленности. Кроме того, ее можно рекомендовать широкому кругу
читателей, интересующихся моделированием женской одежды.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Задачи, поставленные Коммунистической партией Советского Союза и
Советским правительством на XXV съезде КПСС перед работниками легкой
промышленности, предусматривают максимальное удовлетворение потребности
народа в товарах массового спроса разнообразного ассортимента и высокого
качества.
Широта ассортимента, современные, модные, красивые и добротные
материалы, высокий художественный и технический уровень моделирования,
художественного конструирования и промышленного изготовления одежды —
главные условия успешного решения поставленных задач. Десятая пятилетка
— пятилетка эффективности и качества, поэтому большое внимание уделяется
повышению эффективности процессов производства товаров массового спроса
и их качеству.
У истоков всего, что производит наша промышленность, лежит поиск.
Творчество изобретателя, художника, конструктора, технолога достойно
самого пристального внимания, так как качество и эффективность первичной
модели в огромной степени обусловливают качество и эффективность
изделий, выпускаемых промышленностью.
Одной из важнейших особенностей, характеризующих наше время, является
стремительное развитие науки, искусства и техники, вызывающее глубокие
преобразования во всех отраслях производства и оказывающее воздействие
на все стороны жизни нашего общества. Происходят изменения в характере и
системе разделения труда, в сфере проектирования и производства
технических средств, материальных благ, в структуре потребления и в
уровне потребностей, в количестве и качестве потребляемых вещей и услуг
и др. Наше время характеризуется невиданными ранее темпами и масштабами
происходящих перемен.
В условиях, когда преобразующие силы общественного производства по своим
масштабам стали сравнимы с природными процессами, мы все острее ощущаем
необходимость сознательного понимания и контроля в управлении
формирования новой технической и предметной среды в жизни человека —
«второй природы», вносящей существенные изменения во взаимоотношения
человека с природой естественной.
Определяя будущее коммунистическое общество как подлинно человеческое,
К- Маркс и Ф. Энгельс одну из характерных его черт усматривали в
сознательном контроле над всеми вообще условиями жизни и планомерном
характере развития общества. В социалистических странах, реализующих на
практике эти принципы, научно-техническая революция становится процессом
управляемым, давая возможность наилучшим образом организовать жизнь
общества.
Важная роль в научно-технической революции, в создании
материально-технической базы коммунистического общества и его предметной
среды принадлежит «авторам» новой техники, новых образцов широкой
бытовой предметной среды человека — проектировщикам, конструкторам,
художникам.
За последние десять лет появилось значительное число работ советских и
зарубежных исследователей в области системных методов проек-тирования.
Однако почти все эти работы оказались не по силам для обширной части
художников-конструкторов и дизайнеров. Гуманитарное образование,
получаемое дизайнерами, не дает возможности воспользоваться результатами
соответствующих исследований. В этих условиях выявилась нужда в книгах,
обобщающих методы на уровне их исходных идей, их практического
применения, книгах, раскрывающих внутренние связи, которые обусловливают
системный характер этих методов.
Цели этой работы — через системный анализ деятельности человека в сфере
дизайна определить основные практические положения, установить круг
задач художественного конструирования, место художника в промышленности
и творческом коллективе, сформулировать необходимые и достаточные
требования к промышленной продукции в художественном конструировании
одежды, дать твердое основание для оценки продуктов дизайна при их
проектировании и разработке.
Конечные результаты раскрывают пути к пониманию объективных
закономерностей в художественном конструировании вещей предметной среды,
в раскрытии творческого процесса, что должно помочь художнику в
осмыслении творческих позиций, в формулировании своих конкретных задач
и, следовательно, в решении последних.
Знание и учет изложенных практических положений работы помогают
профессиональной подготовке специалистов и способствуют повышению их
деловой квалификации, а через это повышению качества проектируемых
моделей изделий для промышленности.
Положения работы опираются на системный анализ и многолетний
практический опыт моделирования женской одежды различного назначения.
Поскольку высокое качество продукции художественного конструирования
предполагает ее утилитарное и художественное совершенство, оно обеспечит
экономию как непосредственно энергии, средств и материалов в процессе
производства этих продуктов, так и физических и духовных сил потребителя
при ее использовании, а на этой основе позволит целенаправленно и
предельно эффектно воздействовать на человека в его воспитании, даст
дизайнерам и студентам специальности «Моделирование одежды» новые методы
проектирования для практического применения в разработке перспективных и
промышленных коллекций моделей одежды.
При написании книги был использован опыт работы швейной промышленности
БССР, ЦНИИШПа, ВИАлегпрома.