Цвет в композиции причёски

 

  Главная       Книги - Парикмахерское дело      Моделирование и художественное оформление прически (BЛ.Kopнеев) - 1989 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

Цвет в композиции причёски

 

 

 Эмоциональное воздействие цвета на человека общеизвестно, поэтому образная выразительность формы прически во многом предопределяется цветовым решением модели (имеется в виду как натуральный, т. е. природный, цвет волос, так и специальные окраски).

Так как любая прическа воспринимается только на конкретном носителе -человеке, она должна составлять с ним гармоническое целое. Цвет волос в прическе, характерный макияж, цветовые особенности одежды - все это в идеале должно служить созданию единого художественного образа, все должно учитываться парикмахером в своей работе. А для этого необходимо знать психофизиологическое воздействие цвета на зрителя и уметь получать нужный цвет волос.

Физические свойства цвета определяются восприятием световых электромагнитных волн различной длины, вызывающих у зрителя ощущение различных цветов. Последовательное изменение длины волны изменяет и главное физическое качество цвета - цветовой тон. Ряд цветов, расположенных в порядке уменьшения дайны волны, называется спектром. Основные цвета спектра располагаются следующим образом: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Наш глаз видит также много промежуточных цветов и легко различает цветовые нюансы: оранжево-красный, желто-оранжевый, голубовато-зеленый и др.

Кроме спектральных цветов существуют еще пурпурные цвета, которых нет в спектре. Они возникают в результате смешения красного и фиолетового цвета.

Спектральные и пурпурные цвета называются хроматическими цветами (от греческого слова "хромос" - цвет). Хроматические цвета отличаются друг от друга цветовым тоном (длиной волны), светлотой и насыщенностью.

Ахроматическими цветами (неокрашенными) называются белый, серый и черный, их иногда также именуют нейтральными. Ахроматические цвета обладают только светлотными различиями.

Насыщенность является показателем силы цвета и чистоты цветового тона. Самыми насыщенными являются спектральные цвета. Их называют чистыми,

открытыми, интенсивными. Цвета, расположенные между основными спектральными (желто-зеленый, сине-фиолетовый, оранжево-желтый и др.), менее насыщены; их называют сложными, спокойными, сдержанными.

Насыщенность любого хроматического цвета уменьшается от присоединения к нему любого из ахроматических цветов. Цвета, насыщенность которых уменьшена путем добавления белого цвета, называются разбеленными (например, кремовый, розовый или сиреневый цвет), а путем добавления черного цвета - затемненными. Например, коричневый цвет - это малонасыщенный (затемненный) красный (он состоит из черного и красного). Другие оттенки коричневого можно получить путем смешения желтого, оранжевого с тем же черным цветом.

В работе парикмахера, связанной непосредственно с окрашиванием волос, есть своя специфика. В палитре парикмахера нет, например, белой краски. Все разбеленные (пастельные) тона получаются в результате "смешивания" цвета в той или иной степени высветленных (обесцвеченных, выбеленных) волос и малонасыщенных, неинтенсивных хроматических цветов (красок). Однако независимо от этих особенностей парикмахер должен учитывать закономерности смешения и сочетания цветов.

Если расположить все спектральные и пурпурные цвета по кругу, образуется

u и тт /и и и

так называемый цветовой круг. Четыре цвета (желтый, синий, красный и зеленый) в этом круге главные. Эти цвета попарно располагаются на противоположных концах диаметра и называются взаимно дополнительными (красный с зеленым, синий с желтым). Промежуточные между ними цвета также имеют дополнительные пары, находящиеся на концах соответствующих диаметров.

В работе парикмахер наиболее часто использует дополнительные цвета синий

- оранжевый, зеленый - красный, фиолетовый - желтый. При смешении они дают серый цвет.

Кроме общепринятой научной терминологии существует и такое определение, как пастельные цвета, т. е. цвета малой насыщенности, разбеленные, нежных оттенков.

Цвет способен влиять на чувства и настроение человека. Синие и зеленые цвета, например, вызывают ощущение холода, красные, желтые и оранжевые -тепла. Восприятие массы и объема также зависит от цвета: светлые чистые цвета создают ощущение легкости, темные кажутся тяжелыми.

Цвета обладают свойствами приближения и отдаления. Так, предметы, окрашенные в светлые и теплые цвета, как бы приближаются к нам и увеличиваются в объеме. Такие же предметы, окрашенные в темные и холодные цвета, как бы отодвигаются от нас и уменьшаются.

Можно добиваться нужных эффектов за счет иллюзий зрительного восприятия формы (оптических иллюзий).
 

 

Знание и умелое использование зрительных, оптических иллюзий в работе парикмахера-модельера открывает перед ним довольно большие возможности при создании моделей причесок или правильного использования этих моделей в бытовой работе с конкретными клиентами. Например, наиболее выступающим цветом является желтый, а самый отступающий - синий. Большая высветленная (желтая) челка будет выглядеть кричаще. Если же ее слегка подсинить, то цвет приглушится, сама деталь как бы уменьшится в объеме, перестанет выпячиваться.

Свойства ахроматических цветов также используют в моделировании. Черный цвет, например, хорошо держит композицию, Усиливая выразительность прически, резко очерчивая силуэт. На черном фоне прически украшения любого цвета кажутся ярче и ближе (выступают).

К психофизиологическим особенностям восприятия цвета относится и изменение цвета под влиянием окружающих цветов. На светлом фоне все цвета как бы становятся темнее, на темном - светлее. Поэтому, окрашивая волосы, например, пожилым женщинам, у которых волос обычно меньше, выбирают пастельные тона - русый, светлый шатен, пепельный и т. д., так как при темных редких волосах может проглядывать белая кожа головы.

Любой хроматический цвет на фоне насыщенного цвета либо теряет часть своей насыщенности, либо приобретает или усиливает оттенок цвета, дополнительного к фону. Так, красный цвет на зеленом фоне краснеет, желтый на синем желтеет, следовательно, каштановые волосы у женщины в зеленом костюме будут выглядеть более красными, золотистые - покажутся более желтыми у женщины в синем платье. При ярких каштановых волосах зеленые глаза кажутся еще более зелеными, а при золотистых волосах блондинки голубые глаза - более синими и яркими.

При искусственном освещении цвет может измениться. При обычном электрическом освещении красный, оранжевый цвета светлеют и становятся ярче, желтый цвет бледнеет, голубой темнеет и становится зеленее, синий темнеет, зеленый становится теплее, фиолетовый цвет приобретает красноватый оттенок.

При различных эффектных освещениях, например в театре, цвета изменяются следующим образом:

при красном свете красный, оранжевый цвета краснеют; желтый оранжевеет,

белый розовеет, черный темнеет, синий приобретает фиолетовый оттенок, фиолетовый краснеет;

при зеленом свете красный теряет насыщенность и темнеет, оранжевый становится грязным и темнеет, белый зеленеет, зеленый становится ярче, синий приобретает более холодный оттенок, фиолетовый цвет темнеет;

 

при синем свете красный и оранжевый цвета темнеют, желтый становится грязным и зеленеет, зеленый темнеет и становится холоднее, фиолетовый синеет, синий становится ярче, белый голубеет.

Знание основных физических свойств цвета весьма способствует получению нужных цветов с учетом их психофизиологических качеств, создает предпосылки точного эмоционально-психологического воздействия на зрителя.

Специфика работы парикмахера с цветом состоит в том, что сначала он окрашивает волосы и только потом делает прическу. Следовательно, чтобы точно выбрать и придать волосам нужный для воплощения композиционного замысла цвет, нужно достаточно хорошо представлять, как проявятся его физические и психофизиологические свойства непосредственно в объемной форме в комплексе с ее другими характеристиками. В процессе поиска формы парикмахеру-модельеру нужно увидеть прическу не просто как совокупность элементов (хотя и объединенных замыслом), но и как своего рода скульптуру с ее определенной пластикой.

Термин "пластика" - один из наиболее употребительных в декоративноприкладном искусстве. Пластика формы характеризует такие качества объемнопространственной структуры прически, как рельефность (выпуклости и вогнутости), мягкость переходов, насыщенность светом и тенью, фактурные особенности. Форма, которой не хватает пластичности, зачастую суха, аскетична, маловыразительна.

Работая над формой прически, модельер постоянно задается вопросами: как лягут тени, как пройдут блики, не деформируют ли они объемнопространственную структуру, не исказят ли замысел, не окажется ли форма скучной, сухой или просто некрасивой. Модельер должен так построить тени и выявить блики, добиться такого их соотношения, чтобы замысел читался однозначно.

Организующая роль теней в композиции имеет очень большое значение. Леонардо да Винчи говорил, что тень укрепляет форму, а свет разрушает ее. Без теней теряется представление о глубине и соотношении в пространстве отдельных плоскостей и объемов, поэтому труднее всего добиться выразительности прически элементарно простой геометрической формы. Однако при создании композиционного образа путем применения теней и света очень важно во взаимоотношениях между светом и тенью соблюдать меру.

Если сконцентрировать внимание на тенях, т. е. попытаться абстрагироваться от объема и попробовать увидеть не материальное, а пустоты в объемно-пространственной форме, то станет заметно, что пространство в зонах соприкосновения с материальным взаимодействует с объемом весьма различно. В сложных объёмно-пространственных структурах (рис. 33) возникновение теней и их интенсивность во многом обусловлены глубиной проникания пространства в объем прически.
 

 

 

Рис. 33. Образование теней в сложных объемно-пространственных структурах

 




Если же переключить внимание непосредственно на объем (на материальное), то можно сказать, что светотеневые эффекты объясняются глубиной запада формы, его очертаниями, характером и фоном заглубления, т. е. выпуклостями, окружающими вогнутость.

Мы можем сознательно работать над рельефом поверхности отдельных участков и формы в целом для выражения своего композиционного замысла, используя взаимоотношения пространство - объем, заглубления - фон, тени -свет, цветотональные отношения, организуя их по принципам контраста и нюанса, геометрического подобия и ритма.

Контраст - один из главных средств композиции в формотворчестве прически. Сущность композиции, построенной на контрасте, - в активности ее визуального воздействия; противопоставление двух начал уже само по себе делает форму заметной.

Из всех видов контраста в прическе больше всего композиционных возможностей таит в себе контраст открытой структуры (пространственно

сложных элементов прически - рис. 34, а) и гладких простых (монолитных) поверхностей (рис. 34, б). Действие этого контраста зависит от величины площадей противопоставляемых поверхностей, от объема элементов, взаимного расположения их в пространстве по горизонтали или вертикали, а также от светотеневых характеристик. Использовать контраст - значит вызвать внутреннюю борьбу в композиции, обострить ее и найти гармонию в этом сопоставлении противоположностей. Применение контраста должно быть логически оправдано.

 

Так как контраст непосредственно связан с различным насыщением поверхности формы прически светом и тенью, особенности светотеневого контраста в самых общих чертах должны продумываться, еще на стадии конструктивной разработки модели.

А для этого нужно учитывать характер отражения света различными поверхностями.

Так, на поверхности прически блондинки очень хорошо видны даже незначительные тени, а на прическе брюнетки тени глохнут (теряют интенсивность) - на темной поверхности лучше читается блик, поэтому при работе над композицией модели, создаваемой из светлых волос, модельер больше внимания уделяет организации теней, а при работе с темными волосами его внимание акцентируется на распределении световых бликов.

Следовательно, заходы в форму пространства во многом предопределяются светлотой волос, из которых создается модель: прически блондинок иногда бывают буквально пронизаны воздухом, ажурны, тогда как прически брюнеток чаще тяготеют к компактным, монолитным (зализанным) формам, где световой блик, проходящий по формообразующим (выпуклым) поверхностям, оказывается самым строгим контролером четкости построения композиции.

 

 

 

 

 

Рис. 34. Композиции с пространственно сложными элементами (а) и гладкими (монолитными) поверхностями (б), основанные на контрасте

 

 

 

 

Правда, возможны и такие, на первый взгляд, казалось бы, парадоксальные ситуации: в прическе прилегающего силуэта из абсолютно черных волос, мастерски проработанной не очень глубокими, широкими ритмическими волнами с высокими кронами, очень хорошо видны именно тени (рис. 35, а). На самом деле здесь нет никакого противоречия: большие блики, возникающие на глянцевой поверхности волн, суммарно дают ощущение как бы светлой в целом формы - на таком фоне, естественно, лучше читаются тени.

Если же попытаться ввести в эту прическу одну узкую, глубокую волну, то целостность всей композиции может оказаться нарушенной: контраст

формообразующих деталей резко усиливается за счет светотеневого контраста -углубление узкой волны воспринимается как интенсивная тень, которая остро читается на общем как бы светлом фоне (рис. 35, б). Контраст в данном случае явно чрезмерен и развалит композицию на две части. Контраст здесь усиливается и за счет сравнения площадей: площадь темной части (узкая волна) значительно уступает по величине общей светлой площади. Отсюда видно, что светотеневые проявления той или иной детали, способствующие (или мешающие) воплощению композиционного замысла, зависят не только от цвета волос и формы самой детали (что само по себе важно), но главным образом от характера окружения. Деталь читается только в контексте общей светотеневой структуры.

 

 

 

 

Рис. 35. Тени в прическах из абсолютно черных волос: а - волосы, мастерски проработанные широкими ритмическими волнами; б - нарушение композиции из-за светотеневого контраста

 



Контрастными могут быть отношения и не совсем белой, а несколько тонированной поверхности и не с черной, а, предположим, с темно-серой. Нечто подобное имеет место и с контрастом по величине: можно построить целый ряд пар контрастирующих элементов от наименьшей до наибольшей степени контраста. То же можно сказать и о светотеневых отношениях, т. е. контраст в композиции неразрывно связан с нюансом. Без нюансных отношений контраст может не только огрубить композицию, сделав ее примитивно-схематичной, но и, как мы рассмотрели выше, разрушить ее целостность. Следовательно, контраст в композиции прически почти всегда вызывает необходимость сопровождения его нюансными отношениями.
 

Нюансировка формы прически требует не только развитого вкуса, технического мастерства, но и безошибочной интуиции. На любом конкурсе некоторые прически вызывают пристальный интерес окружающих. И зачастую внимание зрителей привлекает не только новизна идеи или оригинальность технического решения задачи, но и тщательная нюансировка формы. Умение отшлифовать форму, отработать каждую техническую деталь так, что она начинает играть, свидетельствует о высоком мастерстве парикмахера-модельера.

Поскольку при моделировании формы большое значение имеет взаимопроникновение элементов и их непосредственная связь, нюансировка во многом означает поиск приемлемых компромиссов, мягкое, плавное сглаживание переходов как светотеневых, так и формообразующих. Правильное понимание взаимоотношений объем - пространство в каждой конкретной композиции позволяет осознанно нюансировать форму, добиваясь ее большей художественной завершенности и эмоциональной выразительности. И для этого требуется такое видение формы, когда пространство начинает читаться как компонент формы, элемент композиции.

Нюансировку формы деталей во многом предопределяет общая форма прически. Для примера возьмем опять черные волосы. Даже в такой подчеркнуто декоративной прическе, какой является пучок, возможно наличие прилегающих деталей (предположим, выходящая на щеку в виде фестона выступающая волна). Мы уже отмечали, что в прическах из черных волос прилегающего силуэта возможно возникновение блика именно на самой неглубокой волне. Такой же блик появляется и на фестоне (рис. 36). И наличие этого блика заставляет понемногу расширять и углублять поднимающуюся вверх волну, так выдерживать угол подъема поверхности прически относительно головы, так постепенно увеличивать радиус скругления возникающего ребра, чтобы блик с фестона имел плавное продолжение в блике уходящего вверх ребра, т. е. нюансировка имеет довольно закономерное обоснование (в подобной прическе блондинки это тоже просматривается, но не так явно).
 

 

 

 

Рис. 36. Прическа из абсолютно черных волос, в которой в качестве нюансировки использованы блики



Определенные закономерности наблюдаются в построении и нюансировке деталей типа "локон" (обращенных открытой стороной к зрителю), причем взаимоотношения пространство - объем, тени - свет здесь проявляются особенно ярко. Если пространство входит в локон небольшого диаметра под острым

углом, то тень максимально интенсивна и, если прическа из светлых волос, максимально контрастирует с фоном (на черном фоне тень может вообще не читаться). Если же несколько увеличить диаметр обращенной к зрителю стороны локона, оставив неизменным лежащий в глубине (пространство входит под менее острым углом), то контраст ослабевает, так как интенсивность тени уменьшается, поверхность углубления начинает отражать свет, на ней могут возникнуть блики и рефлексы. Кроме того, уменьшается различие площадей тени и светлого фона. Таким образом, изменяя наружный диаметр, изменяя угол вхождения пространства (раскрывая локон навстречу свету), можно добиваться тончайших (нюансных) отношений между тенью и светом фона.

Если раскрыть навстречу свету локон в прическе из черных волос, то блики и рефлексы, возникающие на поверхности углубления, тоже дадут нам некоторое представление о глубине и характере рельефа, но все-таки информацию о форме детали мы получим главным образом за счет блика, обрисовывающего тень, т. е. проходящего по образующему локон ребру, причем только толщина ребра и интенсивность этого блика дадут нам возможность точно прочитать тени детали в общей светотеневой структуре прически.

Таким образом, значение света и тени в конкретных ситуациях может быть различным: в одних случаях организующую роль в композиции играет свет, в других - тень, следовательно, нюансировка деталей по форме и величине часто предопределяется особенностями общей светотеневой структуры. Правильно организуя проблескивающие в форме блики, чуть больше или меньше поворачивая детали относительно друг друга, чуть выдвигая или заглубляя их, можно получить значительный художественный эффект, сделав гораздо выразительнее ранее невнятную часть прически.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..