Цвет в композиции причёски
Эмоциональное воздействие цвета на
человека общеизвестно, поэтому образная выразительность формы
прически во многом предопределяется цветовым решением модели
(имеется в виду как натуральный, т. е. природный, цвет волос,
так и специальные окраски).
Так как любая прическа воспринимается только на конкретном
носителе -человеке, она должна составлять с ним гармоническое
целое. Цвет волос в прическе, характерный макияж, цветовые
особенности одежды - все это в идеале должно служить созданию
единого художественного образа, все должно учитываться
парикмахером в своей работе. А для этого необходимо знать
психофизиологическое воздействие цвета на зрителя и уметь
получать нужный цвет волос.
Физические свойства цвета определяются восприятием световых
электромагнитных волн различной длины, вызывающих у зрителя
ощущение различных цветов. Последовательное изменение длины
волны изменяет и главное физическое качество цвета - цветовой
тон. Ряд цветов, расположенных в порядке уменьшения дайны волны,
называется спектром. Основные цвета спектра располагаются
следующим образом: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой,
синий, фиолетовый. Наш глаз видит также много промежуточных
цветов и легко различает цветовые нюансы: оранжево-красный,
желто-оранжевый, голубовато-зеленый и др.
Кроме спектральных цветов существуют еще пурпурные цвета,
которых нет в спектре. Они возникают в результате смешения
красного и фиолетового цвета.
Спектральные и пурпурные цвета называются хроматическими цветами
(от греческого слова "хромос" - цвет). Хроматические цвета
отличаются друг от друга цветовым тоном (длиной волны),
светлотой и насыщенностью.
Ахроматическими цветами (неокрашенными) называются белый, серый
и черный, их иногда также именуют нейтральными. Ахроматические
цвета обладают только светлотными различиями.
Насыщенность является показателем силы цвета и чистоты цветового
тона. Самыми насыщенными являются спектральные цвета. Их
называют чистыми,
открытыми, интенсивными. Цвета,
расположенные между основными спектральными (желто-зеленый,
сине-фиолетовый, оранжево-желтый и др.), менее насыщены; их
называют сложными, спокойными, сдержанными.
Насыщенность любого хроматического цвета уменьшается от
присоединения к нему любого из ахроматических цветов. Цвета,
насыщенность которых уменьшена путем добавления белого цвета,
называются разбеленными (например, кремовый, розовый или
сиреневый цвет), а путем добавления черного цвета -
затемненными. Например, коричневый цвет - это малонасыщенный
(затемненный) красный (он состоит из черного и красного). Другие
оттенки коричневого можно получить путем смешения желтого,
оранжевого с тем же черным цветом.
В работе парикмахера, связанной непосредственно с окрашиванием
волос, есть своя специфика. В палитре парикмахера нет, например,
белой краски. Все разбеленные (пастельные) тона получаются в
результате "смешивания" цвета в той или иной степени
высветленных (обесцвеченных, выбеленных) волос и малонасыщенных,
неинтенсивных хроматических цветов (красок). Однако независимо
от этих особенностей парикмахер должен учитывать закономерности
смешения и сочетания цветов.
Если расположить все спектральные и пурпурные цвета по кругу,
образуется
u и тт /и и и
так называемый цветовой круг. Четыре цвета (желтый, синий,
красный и зеленый) в этом круге главные. Эти цвета попарно
располагаются на противоположных концах диаметра и называются
взаимно дополнительными (красный с зеленым, синий с желтым).
Промежуточные между ними цвета также имеют дополнительные пары,
находящиеся на концах соответствующих диаметров.
В работе парикмахер наиболее часто использует дополнительные
цвета синий
- оранжевый, зеленый - красный, фиолетовый - желтый. При
смешении они дают серый цвет.
Кроме общепринятой научной терминологии существует и такое
определение, как пастельные цвета, т. е. цвета малой
насыщенности, разбеленные, нежных оттенков.
Цвет способен влиять на чувства и настроение человека. Синие и
зеленые цвета, например, вызывают ощущение холода, красные,
желтые и оранжевые -тепла. Восприятие массы и объема также
зависит от цвета: светлые чистые цвета создают ощущение
легкости, темные кажутся тяжелыми.
Цвета обладают свойствами приближения и отдаления. Так,
предметы, окрашенные в светлые и теплые цвета, как бы
приближаются к нам и увеличиваются в объеме. Такие же предметы,
окрашенные в темные и холодные цвета, как бы отодвигаются от нас
и уменьшаются.
Можно добиваться нужных эффектов за счет иллюзий зрительного
восприятия формы (оптических иллюзий).
Знание и умелое использование зрительных,
оптических иллюзий в работе парикмахера-модельера открывает
перед ним довольно большие возможности при создании моделей
причесок или правильного использования этих моделей в бытовой
работе с конкретными клиентами. Например, наиболее выступающим
цветом является желтый, а самый отступающий - синий. Большая
высветленная (желтая) челка будет выглядеть кричаще. Если же ее
слегка подсинить, то цвет приглушится, сама деталь как бы
уменьшится в объеме, перестанет выпячиваться.
Свойства ахроматических цветов также используют в моделировании.
Черный цвет, например, хорошо держит композицию, Усиливая
выразительность прически, резко очерчивая силуэт. На черном фоне
прически украшения любого цвета кажутся ярче и ближе
(выступают).
К психофизиологическим особенностям восприятия цвета относится и
изменение цвета под влиянием окружающих цветов. На светлом фоне
все цвета как бы становятся темнее, на темном - светлее.
Поэтому, окрашивая волосы, например, пожилым женщинам, у которых
волос обычно меньше, выбирают пастельные тона - русый, светлый
шатен, пепельный и т. д., так как при темных редких волосах
может проглядывать белая кожа головы.
Любой хроматический цвет на фоне насыщенного цвета либо теряет
часть своей насыщенности, либо приобретает или усиливает оттенок
цвета, дополнительного к фону. Так, красный цвет на зеленом фоне
краснеет, желтый на синем желтеет, следовательно, каштановые
волосы у женщины в зеленом костюме будут выглядеть более
красными, золотистые - покажутся более желтыми у женщины в синем
платье. При ярких каштановых волосах зеленые глаза кажутся еще
более зелеными, а при золотистых волосах блондинки голубые глаза
- более синими и яркими.
При искусственном освещении цвет может измениться. При обычном
электрическом освещении красный, оранжевый цвета светлеют и
становятся ярче, желтый цвет бледнеет, голубой темнеет и
становится зеленее, синий темнеет, зеленый становится теплее,
фиолетовый цвет приобретает красноватый оттенок.
При различных эффектных освещениях, например в театре, цвета
изменяются следующим образом:
при красном свете красный, оранжевый цвета краснеют; желтый
оранжевеет,
белый розовеет, черный темнеет, синий приобретает фиолетовый
оттенок, фиолетовый краснеет;
при зеленом свете красный теряет насыщенность и темнеет,
оранжевый становится грязным и темнеет, белый зеленеет, зеленый
становится ярче, синий приобретает более холодный оттенок,
фиолетовый цвет темнеет;
при синем свете красный и оранжевый цвета
темнеют, желтый становится грязным и зеленеет, зеленый темнеет и
становится холоднее, фиолетовый синеет, синий становится ярче,
белый голубеет.
Знание основных физических свойств цвета весьма способствует
получению нужных цветов с учетом их психофизиологических
качеств, создает предпосылки точного
эмоционально-психологического воздействия на зрителя.
Специфика работы парикмахера с цветом состоит в том, что сначала
он окрашивает волосы и только потом делает прическу.
Следовательно, чтобы точно выбрать и придать волосам нужный для
воплощения композиционного замысла цвет, нужно достаточно хорошо
представлять, как проявятся его физические и
психофизиологические свойства непосредственно в объемной форме в
комплексе с ее другими характеристиками. В процессе поиска формы
парикмахеру-модельеру нужно увидеть прическу не просто как
совокупность элементов (хотя и объединенных замыслом), но и как
своего рода скульптуру с ее определенной пластикой.
Термин "пластика" - один из наиболее употребительных в
декоративноприкладном искусстве. Пластика формы характеризует
такие качества объемнопространственной структуры прически, как
рельефность (выпуклости и вогнутости), мягкость переходов,
насыщенность светом и тенью, фактурные особенности. Форма,
которой не хватает пластичности, зачастую суха, аскетична,
маловыразительна.
Работая над формой прически, модельер постоянно задается
вопросами: как лягут тени, как пройдут блики, не деформируют ли
они объемнопространственную структуру, не исказят ли замысел, не
окажется ли форма скучной, сухой или просто некрасивой. Модельер
должен так построить тени и выявить блики, добиться такого их
соотношения, чтобы замысел читался однозначно.
Организующая роль теней в композиции имеет очень большое
значение. Леонардо да Винчи говорил, что тень укрепляет форму, а
свет разрушает ее. Без теней теряется представление о глубине и
соотношении в пространстве отдельных плоскостей и объемов,
поэтому труднее всего добиться выразительности прически
элементарно простой геометрической формы. Однако при создании
композиционного образа путем применения теней и света очень
важно во взаимоотношениях между светом и тенью соблюдать меру.
Если сконцентрировать внимание на тенях, т. е. попытаться
абстрагироваться от объема и попробовать увидеть не
материальное, а пустоты в объемно-пространственной форме, то
станет заметно, что пространство в зонах соприкосновения с
материальным взаимодействует с объемом весьма различно. В
сложных объёмно-пространственных структурах (рис. 33)
возникновение теней и их интенсивность во многом обусловлены
глубиной проникания пространства в объем прически.
Рис. 33. Образование теней в сложных
объемно-пространственных структурах
Если же переключить внимание непосредственно на объем (на
материальное), то можно сказать, что светотеневые эффекты
объясняются глубиной запада формы, его очертаниями, характером и
фоном заглубления, т. е. выпуклостями, окружающими вогнутость.
Мы можем сознательно работать над рельефом поверхности отдельных
участков и формы в целом для выражения своего композиционного
замысла, используя взаимоотношения пространство - объем,
заглубления - фон, тени -свет, цветотональные отношения,
организуя их по принципам контраста и нюанса, геометрического
подобия и ритма.
Контраст - один из главных средств композиции в формотворчестве
прически. Сущность композиции, построенной на контрасте, - в
активности ее визуального воздействия; противопоставление двух
начал уже само по себе делает форму заметной.
Из всех видов контраста в прическе больше всего композиционных
возможностей таит в себе контраст открытой структуры
(пространственно
сложных элементов прически - рис. 34, а) и
гладких простых (монолитных) поверхностей (рис. 34, б). Действие
этого контраста зависит от величины площадей противопоставляемых
поверхностей, от объема элементов, взаимного расположения их в
пространстве по горизонтали или вертикали, а также от
светотеневых характеристик. Использовать контраст - значит
вызвать внутреннюю борьбу в композиции, обострить ее и найти
гармонию в этом сопоставлении противоположностей. Применение
контраста должно быть логически оправдано.
Так как контраст непосредственно связан с
различным насыщением поверхности формы прически светом и тенью,
особенности светотеневого контраста в самых общих чертах должны
продумываться, еще на стадии конструктивной разработки модели.
А для этого нужно учитывать характер отражения света различными
поверхностями.
Так, на поверхности прически блондинки очень хорошо видны даже
незначительные тени, а на прическе брюнетки тени глохнут (теряют
интенсивность) - на темной поверхности лучше читается блик,
поэтому при работе над композицией модели, создаваемой из
светлых волос, модельер больше внимания уделяет организации
теней, а при работе с темными волосами его внимание
акцентируется на распределении световых бликов.
Следовательно, заходы в форму пространства во многом
предопределяются светлотой волос, из которых создается модель:
прически блондинок иногда бывают буквально пронизаны воздухом,
ажурны, тогда как прически брюнеток чаще тяготеют к компактным,
монолитным (зализанным) формам, где световой блик, проходящий по
формообразующим (выпуклым) поверхностям, оказывается самым
строгим контролером четкости построения композиции. |