9.4. ОКОЛОСТВОЛЬНЫЙ ДВОР ШАХТЫ

  Главная     Учебники - Горное дело     Ю. Ф. ВАСЮЧКОВ ГОРНОЕ ДЕЛО

 поиск по сайту     

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

9.4. ОКОЛОСТВОЛЬНЫЙ ДВОР ШАХТЫ

Околоствольным двором (рис. 9.5) называют комплекс капитальных горных выработок, расположенных непосредственно у ствола, связывающих ствол с главными выработками транспортного горизонта и предназначенных для обслуживания горных работ в соответствие с назначением ствола. Околоствольный двор состоит из служебных камер, транспортных ветвей и вспомогательных выработок Если по ветви подают уголь или
 

 

Рис. 9.5. Схема околоствольного двора:

1 — склад ВМ; 2 — сбойка для проветривания склада ВМ, 3 — зарядная камера; 4 — ремонтная мастерская; 5 — камера стоянки электровозов; 6, 8 — преобразовательные подстанции.; 7 — главный скиповый ствол; 9 — угольная разгрузочная яма; 10 — породная разгрузочная яма; 11— медпункт; 12 — вспомогательный клетевой ствол; 13 — санузел; 14 — камера ожидания; 15 — водотрубный ходок; 16 — место посадки людей в пассажирские составы; 17 — насосная камера,; 18 — центральная электроподстанцня; 19 — водосборники; 20 — осветляющий резервуар
 

 

 

породу, то такую ветвь называют грузовой, если производят откатку порожних вагонеток — порожняковой. Ветвь, служащую для объезда ствола, называют обгонной. Расстояние между транспортными ветвями в околоствольном дворе при вертикальных стволах принимают равным 35—60 м, между камерами и вспомогательными выработками — 20—30 м,

В зависимости от того, к какому стволу примыкает ветвь, она носит название скиповой или клетевой. Ветвь, по которой производят транспортировку угля, его разгрузку и откатку порожних вагонеток, называют главной ветвью околоствольного двора. Она делится на грузовую и порожняковую части. При полной конвейеризации порожняковая часть главной ветви отсутствует.

По направлению примыкания главной ветви околоствольного двора к главной выработке транспортного горизонта различают параллельные, перпендикулярные и косонаправленные около-ствольные дворы (рис. 9 6). В последних грузовые ветви расположены под углом 45 или 60° к главной выработке.

По характеру движения груженых и порожних вагонеток околоствольный двор может быть круговым и Челноковым. Для
 

 

Рис. 9.6 Схема параллельного (а), перпендикулярного (б) и косонаправленного (в) околоствольных дворов:
1 — магистральная выработка транспортного горизонта; 2 — грузовые ветви; 3 — порожняковые ветви; 4, 5, 6 — направление движения вагонеток соответственно груженых углем, углем и породой и порожних

 

 

кругового двора (см рис. 9.6, б, в) характерно поточное движение вагонеток, при котором они заходят во двор и выходят из него одним и тем же торцом (т. е. не меняют своей ориентировки относительно направления движения). Такую схему обычно используют в перпендикулярных и косонаправленных дворах. Разновидность кругового двора — петлевой двор (см рис. 9.6, в), в котором главная ветвь является продолжением главной выработки транспортного горизонта (обычно откаточного квершлага).

В челноковом дворе вагонетки после разгрузки меняют свое положение относительно направления движения (см. рис. 9.6, а). Груженые вагоны заходят во двор и выходят порожними из двора противоположными торцами. Такую схему часто применяют в параллельных дворах и, в частности — в тупиковых, отличительной особенностью которых является прием груженых вагонеток и выдача порожних происходит с одной стороны от главного ствола. К тупиковому двору главная выработка горизонта примыкает с одной стороны. Поэтому тупиковый двор является односторонним. Тупиковую ветвь в челноковом дворе располагают с противоположной от главной выработки горизонта стороны, где и производят изменение направления движения вагонеток. При наличии подходов грузов к околоствольному двору с двух сторон двор является двусторонним.

Схемы околоствольных дворов шахт с конвейерным транспортом угля приведены на рис. 9.7. Штрихпунктирными линиями показаны рельсовые пути для локомотивной или монорельсовой доставки вспомогательных материалов, оборудования и людей. Такие дворы имеют упрощенную компоновку, более экономичны и производительны, чем околоствольные дворы с рельсовым транспортом угля.

Важным элементом подобного двора является механизированный бункер-накопитель, который служит резервной емкостью. Вместимость таких бункеров составляет 500 м3 и более.

Околоствольные дворы наклонных стволов имеют угольные бункеры над загрузочными площадками скипового или конвейерного стволов, камеры с опрокидывателями при локомотивной транспортировке груза, а также криволинейные наклонные заезды из вспомогательного ствола на одну из ветвей околоствольного двора для спуска-подъема вагонеток с оборудованием и материалами. Посадочные площадки для людей при нескольких доставочных горизонтах устраивают непосредственно во вспомогательном стволе, при одном горизонте — в стволе или в око-лоствольном дворе. Остальные камеры аналогичны камерам в околоствольных дворах при вертикальных стволах.

В гидрошахтах околоствольные дворы имеют существенные особенности. Так как уголь к околоствольному двору транспортируют водой, в состав околоствольного двора входят пульпо-сборник, камера гидроподъема с необходимым оборудованием и пульповодный ходок. Другая особенность околоствольного двора гидрошахты — камера перегрузки оборудования и материалов с рельсового транспорта на монорельсовый.

В зависимости от числа обслуживаемых пластов, взаимного расположения главного и вспомогательного стволов, выбранной схемы вскрытия шахтного поля, горно-геологических и других условий околоствольные дворы могут иметь различную привязку к главной транспортной выработке. При разработке одиночного пологого пласта применяют параллельный круговой или челноковый дворы, используя в качестве транспортной выработки главный откаточный штрек. Такой двор наиболее экономичен. При расположении стволов в лежачем боку свиты пластов используют петлевые и тупиковые околоствольные дворы. При разработке свиты пластов со значительным расстоянием между ними применяют круговой параллельный двор, выработки которого размещают между пластами в устойчивых породах, а при небольшом расстоянии между пластами в свите предпочтение отдают круговому перпендикулярному двору.

 

Рис. 9 7. Схемы двухстороннего (а) и одностороннего (б, в) околоствольных дворов при конвейерном транспорте угля и транспорте материалов и оборудования монорельсовыми дорогами по параллельным (а), петлевым (6) и комбинированным (б) выработкам:
1 — скипы, 2 — клети; 3 — ленточный магистральный конвейер; 4 — бункер-накопитель с ленточным конвейером

 

 

При конвейерной транспортировке угля пропускную способность околоствольного двора определяют по производительности магистрального конвейера и скипового подъема. Пропускная способность околоствольного двора должна быть примерно в 1,5 раза больше производственной мощности шахты.

Для шахт с производственной мощностью до 3 млн. т в год вместимость путей на грузовой ветви околоствольного двора рекомендуют принимать не менее 1—1,5 груженых составов с углем. При этом вместимость угольного бункера определяется из расчета количества угля в двух составах и не должна быть меньше 300 т. Вместимость породного бункера устанавливают из количества породы в одном локомотивном составе и принимают не менее 150 т. Число вагонеток и платформ для транспортировки оборудования принимают в размере 10 % от числа вагонеток с углем.

 

 


Длительность эксплуатации околоствольного двора составляет от 15—20 лет до полного срока службы шахты.

Важное значение имеет правильное ориентирование ветвей околоствольного двора. Оси прямолинейных участков грузовых ветвей должны быть строго параллельны продольным осям клетевых стволов, а оси рельсовых путей во дворе и клети совпадать. Продольные оси клетей располагают обычно параллельно или перпендикулярно к железнодорожным путям промплощадки.