МОЖЕТ ЛИ НАВОЗ ПОЛНОСТЬЮ УДОВЛЕТВОРИТЬ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ?

  Главная     Учебники - Горное дело     Ю. Ф. ВАСЮЧКОВ ГОРНОЕ ДЕЛО

 поиск по сайту     

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

 

9.3. ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС ШАХТЫ

Транспортный комплекс шахты — одна из важнейших составных частей технологической схемы шахты. Он включает подземный транспорт, околоствольный двор, подъем по стволам и поверхностные сооружения, предназначенные для приема из шахты и отгрузки потребителю полезного ископаемого.

В функции подземного транспорта входят транспортирование угля от очистных забоев и горной массы из подготовительных забоев до околоствольного двора, доставка оборудования и материалов от околоствольного двора до очистных и подготовительных забоев (мест ремонта горных выработок, возведения закладочных массивов, монтажа оборудования), выдача оборудования и материалов из шахты, доставка людей. Транспорт полезного ископаемого называют основным, транспорт оборудования, материалов и людей — вспомогательным.

В зависимости от места транспортировки угля основной транспорт разделяют на забойный, обеспечивающий доставку полезного ископаемого в забое, участковый,— предназначенный для транспортировки грузов по участковым выработкам от забоя до магистральных выработок, и магистральный,— обеспечивающий перемещение грузов по магистральным выработкам до околоствольного двора или при наклонных стволах до поверхности шахты.

Основной подземный транспорт может быть представлен несколькими видами. Один вид транспорта имеют шахты с конвейерными линиями от забоя до поверхности или шахты с локомотивной откаткой (например, на шахтах, отрабатывающих крутые пласты). Другие шахты характеризуются применением нескольких видов транспорта (конвейерно-локомотивный транспорт).

По принципу действия транспортные машины разделяют на установки непрерывного действия (конвейеры) и периодического (локомотивы).

На рис. 9.4 приведена схема подземного транспорта на шахте, одновременно разрабатывающей три пологих пласта восемью очистными забоями. Из каждой лавы уголь грузят на короткий скребковый конвейер — перегружатель, который транспортирует его к участковым телескопическим ленточным конвейерам 1J1T-80, установленным в выемочных транспортных выработках. Далее уголь поступает на ленточные конвейеры, смонтированные в капитальном или панельном бремсберге (уклоне). Ими он транспортируется до выработок транспортного горизонта, где перегружается в вагонетки. Откатка вагонеток по выработкам транспортного горизонта осуществляется электровозами.

При вспомогательном транспорте используют электровозы, дизелевозы и гировозы (см. рис. 9.4, лавы 1, 2, 5 и 6), канатные монорельсовые дороги (см. рис. 9.4, лавы 3 и 4), напочвенные дороги и лебедки концевой канатной откатки.

В участковых выработках используют ленточные конвейеры с лентой шириной 80 и 100 см, в сборных и магистральных — конвейеры с лентой шириной 100 и 120 см. Угол наклона выработок, оборудованных ленточными конвейерами, не должен превышать 18°.

При локомотивном транспорте, который является основным на шахтах, отрабатывающих пласты с углом падения свыше 19°, уклон выработок в сторону околоствольного двора обычно не должен превышать 0,003—0,005. В обводненных выработках при локомотивной откатке им также придают поперечный уклон в сторону водоотводной канавки, равный 0,01—0,02. Ширина колеи принята равной 600, 750 и 900 мм.

В местах пересечения транспортных потоков устраивают узлы сопряжения транспортных звеньев. В них размещают при-емно-отправительные площадки, аккумулирующие бункеры для резервирования работы конвейеров при отсутствии порожних вагонеток или остановке магистрального конвейера. Уголь из бункера разгружают самотеком и механизированным способом —скребковым конвейером, размещенным в днище бункера.

В последнем случае бункер называют механизированным.

Для организации непрерывного движения локомотивных составов и маневровых работ во время погрузки угля или породы на приемно-отправительных площадках устраивают разъезды, оборудованные стрелочными переводами, маневровыми лебедками или толкателями.

 

1—ленточные конвейеры в выемочных транспортных штреках; 2 — рельсовые пути и монорельсовые дороги в выемочных вентиляционных штреках; 3 — ленточные конвейеры в капитальных или панельных бремсбергах; 4 — ленточные конвейеры в капитальных или панельных уклонах; 5 — рельсовые пути во вспомогательном ходке при бремсберге; 6 — рельсовые пути и монорельсовая дорога во вспомогательном ходке при уклоне; 7,8 — рельсовые пути в людских ходках соответственно при бремсберге и уклоне; 9 — ленточный конвейер в выемочном бремсберге; 10 — монорельсовые дороги в выемочных бремсбергах; 11 — рельсовые пути в штреках транспортного горизонта; 12 — рельсовые пути в главном квершлаге транспортного горизонта; 13 — рельсовые пути в околоствольном дворе; 14, 15 — соответственно скиповый и клетевой подъемы