Транспортный комплекс шахты — одна из важнейших составных частей
технологической схемы шахты. Он включает подземный транспорт, околоствольный
двор, подъем по стволам и поверхностные сооружения, предназначенные для
приема из шахты и отгрузки потребителю полезного ископаемого.
В функции подземного транспорта входят транспортирование угля от очистных
забоев и горной массы из подготовительных забоев до околоствольного двора,
доставка оборудования и материалов от околоствольного двора до очистных и
подготовительных забоев (мест ремонта горных выработок, возведения
закладочных массивов, монтажа оборудования), выдача оборудования и
материалов из шахты, доставка людей. Транспорт полезного ископаемого
называют основным, транспорт оборудования, материалов и людей —
вспомогательным.
В зависимости от места транспортировки угля основной транспорт разделяют на
забойный, обеспечивающий доставку полезного ископаемого в забое,
участковый,— предназначенный для транспортировки грузов по участковым
выработкам от забоя до магистральных выработок, и магистральный,—
обеспечивающий перемещение грузов по магистральным выработкам до
околоствольного двора или при наклонных стволах до поверхности шахты.
Основной подземный транспорт может быть представлен несколькими видами. Один
вид транспорта имеют шахты с конвейерными линиями от забоя до поверхности
или шахты с локомотивной откаткой (например, на шахтах, отрабатывающих
крутые пласты). Другие шахты характеризуются применением нескольких видов
транспорта (конвейерно-локомотивный транспорт).
По принципу действия транспортные машины разделяют на установки непрерывного
действия (конвейеры) и периодического (локомотивы).
На рис. 9.4 приведена схема подземного транспорта на шахте, одновременно
разрабатывающей три пологих пласта восемью очистными забоями. Из каждой лавы
уголь грузят на короткий скребковый конвейер — перегружатель, который
транспортирует его к участковым телескопическим ленточным конвейерам
1J1T-80, установленным в выемочных транспортных выработках. Далее уголь
поступает на ленточные конвейеры, смонтированные в капитальном или панельном
бремсберге (уклоне). Ими он транспортируется до выработок транспортного
горизонта, где перегружается в вагонетки. Откатка вагонеток по выработкам
транспортного горизонта осуществляется электровозами.
При вспомогательном транспорте используют электровозы, дизелевозы и гировозы
(см. рис. 9.4, лавы 1, 2, 5 и 6), канатные монорельсовые дороги (см. рис.
9.4, лавы 3 и 4), напочвенные дороги и лебедки концевой канатной откатки.
В участковых выработках используют ленточные конвейеры с лентой шириной 80 и
100 см, в сборных и магистральных — конвейеры с лентой шириной 100 и 120 см.
Угол наклона выработок, оборудованных ленточными конвейерами, не должен
превышать 18°.
При локомотивном транспорте, который является основным на шахтах,
отрабатывающих пласты с углом падения свыше 19°, уклон выработок в сторону
околоствольного двора обычно не должен превышать 0,003—0,005. В обводненных
выработках при локомотивной откатке им также придают поперечный уклон в
сторону водоотводной канавки, равный 0,01—0,02. Ширина колеи принята равной
600, 750 и 900 мм.
В местах пересечения транспортных потоков устраивают узлы сопряжения
транспортных звеньев. В них размещают при-емно-отправительные площадки,
аккумулирующие бункеры для резервирования работы конвейеров при отсутствии
порожних вагонеток или остановке магистрального конвейера. Уголь из бункера
разгружают самотеком и механизированным способом —скребковым конвейером,
размещенным в днище бункера.
В последнем случае бункер
называют механизированным.
Для организации непрерывного движения локомотивных составов и маневровых
работ во время погрузки угля или породы на приемно-отправительных площадках
устраивают разъезды, оборудованные стрелочными переводами, маневровыми
лебедками или толкателями.
1—ленточные конвейеры в выемочных
транспортных штреках; 2 — рельсовые пути и монорельсовые дороги в выемочных
вентиляционных штреках; 3 — ленточные конвейеры в капитальных или панельных
бремсбергах; 4 — ленточные конвейеры в капитальных или панельных уклонах; 5
— рельсовые пути во вспомогательном ходке при бремсберге; 6 — рельсовые пути
и монорельсовая дорога во вспомогательном ходке при уклоне; 7,8 — рельсовые
пути в людских ходках соответственно при бремсберге и уклоне; 9 — ленточный
конвейер в выемочном бремсберге; 10 — монорельсовые дороги в выемочных
бремсбергах; 11 — рельсовые пути в штреках транспортного горизонта; 12 —
рельсовые пути в главном квершлаге транспортного горизонта; 13 — рельсовые
пути в околоствольном дворе; 14, 15 — соответственно скиповый и клетевой
подъемы