Испытание и регулировка форсунки двигателей Д-108 и КДМ-100
Испытание и регулировка форсунки производятся на специальной установке
или на приборах КП-1609, КП-1609А, основными элементами которых являются
секция топливного насоса, манометр, приводной механизм секции и
трубопроводы.
Испытанию и регулировке подвергается каждая вновь
изготовленная и собранная форсунка, а также форсунки, показывающие
неисправную работу во время эксплуатации двигателя. Признаками
неисправной работы форсунки являются неравномерная работа двигателя или
дымный выхлоп с одновременным падением мощности двигателя. Наиболее
вероятными причинами плохой работы форсунки являются засорение
распыливающих отверстий грязью, смолами, нагаром и т. д., а также
попадание под иглу распылителя посторонних частиц, которые не позволяют
ей плотно закрыть распыливающие отверстия, так как качество распыливания
при этом ухудшается.
Для выявления цилиндра с плохо работающей форсункой необходимо
установить рычаг акселератора в положение, при котором наиболее
отчетливо заметны ненормальности в работе двигателя, и ослабить
поочередно гайки крепления трубок высокого давления к секциям топливного
насоса, поочередно выключая из работы соответствующие цилиндры. Если при
ослаблении гайки крепления топливопроводов какого-либо из цилиндров не
обнаружится изменений в работе двигателя, то необходимо в первую очередь
проверить работу форсунки этого цилиндра.
Если двигатель работает с черным дымным выхлопом, то при выключении
цилиндра с плохо работающей форсункой дымление заметно уменьшается или
прекращается совсем.
На двигателе Д-108 форсунки второго и третьего цилиндров на холостом
ходу не работают. Поэтому для выявления неисправной форсунки необходимо
при работающем двигателе отключать последовательно форсунки 1-го и 4-го
цилиндров, при этом дизель будет работать на 2-м и 3-м цилиндрах, после
чего поочередным выключением этих цилиндров убедиться в исправности
форсунок. Форсунку ненормально работающего цилиндра следует снять и
проверить.
Испытание форсунки на качество распыливания
топлива
1. Установить форсунку на стенд и подсоединить трубку высокого давления
от секции стенда.
2. Произвести несколько впрысков форсункой резким и быстрым нажатием на
рычаг насосной секции стенда.
Нормально работающая форсунка двигателя Д-108
должна подавать через все пять распиливающих отверстий равномерные струи
мелкораздробленного топлива.
Нормально работающие форсунки двигателя КДМ-100 должны подавать
равномерную по всему сечению конуса струю мелкораздробленного топлива.
Конус струи должен быть 15—20°, а его ось должна совпадать с осью
форсунки. Если топливо выходит из форсунки в виде струи или в массе
туманообразного топлива наблюдаются сгущения или отдельные струйки, если
конус односторонний, отсечка нерезкая и сопровождается подтеканием с
образованием на сопле стекающих капель, то такая форсунка к работе не
пригодна и должна быть после тщательной наружной очистки и промывки
частично разобрана, для чего следует:
вынуть отверткой из нгжнмной гайки стопорный штифт (у КДМ-100),
отвинтить нажимную гайку; снять распылитель, осторожно промыть иглу и
распылитель в чистом топливе и слегка притереть торец или конец иглы к
гнезду на донышке (употреблять какие-либо притирочные пасты при этом
нельзя); прочистить распыливающие отверстия.
После промывки вновь собрать форсунку с соблюдением всех мер
предосторожности во избежание засорения. При сборке форсунки двигателя
КДМ-100 необходимо затянуть нажимную гайку до совпадения отверстия в ней
с отверстием в корпусе под стопорный штифт.
После затяжки нажимной гайки форсунки двигателя Д-108 необходимо
проверить легкость перемещения иглы в корпусе распылителя с помощью
державки (рис. 65). Для проверки следует:
1) отвернуть колпачок 13 (см. рис. 58);
4) надеть державку на хвостовик иглы распылителя, вращать и перемещать
державку в пределах величины подъема иглы (0,45—±0,05 мм). Если игла не
перемещается, необходимо сделать переборку, изменив взаимное положение
распылителя относительно корпуса форсунки.
В собранной форсунке двигателя Д-108 биение поверхности В относительно
оси поверхности Б должно быть не более 0,3 мм, а биение поверхности А
относительно поверхности Б корпуса форсунки — не более 0,2 мм.
После испытания форсунки на качество распыливания необходимо
окончательно отрегулировать ее на давление впрыска вращением
регулировочного винта, сжимающего пружину. Для форсунки двигателя Д-108
устанавливается давление 210 кГ1см2, а для форсунки двигателя
КДМ-100—140 кГ/см2. После регулировки давления винт необходимо надежно
законтрить, а у форсунки двигателя КДМ-100 дополнительно отрегулировать
величину подъема иглы в следующей последовательности:
1) ослабить контргайку 9 винта-ограничителя 13 (см. рис. 60);
2) завернуть ограничитель 13 до легкого упора в нажимной штифт 22, а
затем отвернуть на 1/5—1/4 оборота и законтрить винт гайкой 9. При этом
зазор между ограничителем и штифтом будет 0,2—0,25 мм.
У форсунки двигателя Д-108 подъем иглы обеспечивается размерами корпуса
и иглы распылителя в пределах 0,45 ± 0,05 мм и не регулируется.
Рис. 65. Державка для проверки подвижности иглы
распылителя