УСТАНОВКА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЕЙ 3M3-53 и ЗИЛ-130

  Главная      Учебники - Двигатели     Ремонт V-образных автомобильных карбюраторных двигателей  ЗИЛ-130 и ЗМЗ (Подщеколдин М.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..



2.

УСТАНОВКА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЕЙ 3M3-53 и ЗИЛ-130

Коленчатый вал устанавливают (рис. 97) в следующей последовательности:

у двигателя 3M3-53 при помощи съемника (см. рис. 53) снимают крышки коренных подшипников и крышку держателя сальника, которые укладывают в определенном месте в последовательности их нумерации. У двигателя ЗИЛ-130 посадка крышек позволяет снять их без съемника;

протирают салфеткой постели под вкладыши в блоке цилиндров и в крышках коренных подшипников и продувают масляные каналы сжатым воздухом;

вынимают вкладыши коренных подшипников номинального или соответствующего шейкам вала ремонтного размеров из упаковочной бумаги, удаляют с поверхности вкладышей смазку и протирают их салфеткой;

проверяют соответствие размеров вкладышей ремонтному размеру коренных шеек коленчатого вала и наличие во вкладышах отверстий для смазки;

устанавливают вкладыши с отверстиями в постели блока и смазывают маслом СУ.

При установке вкладышей в постели надо следить, чтобы не перепутать верхние вкладыши с нижними; верхние вкладыши имеют отверстия для подвода масла к коренным подшипникам. При неправильной установке вкладышей отверстия масляных ка-налов в блоке и вкладышах не совпадут и смазка не будет попадать на вкладыши.

После установки вкладышей в постели блока при помощи тельфера или другого подъемного устройства коленчатый вал в сборе с маховиком и сцеплением подают к двигателю. Здесь на первую коренную шейку коленчатого вала надевают баббитовой стороной к щеке вала упорную заднюю шайбу (только для двигателей ЗМЗ). Затем укладывают подсобранный коленчатый вал во вкладыши коренных подшипников. Перед тем, как поставить крышки коренных подшипников, их смазывают маслом СУ и укладывают в них вкладыши. После этого устанавливают на шпильки коренных подшипников переднюю, среднюю, промежуточные и задние крышки и крышку держателя сальника. Перед постановкой передней крышки усик задней упорной шайбы должен зайти в паз крышки. При постановке задней крышки в прорези с правой и левой стороны необходимо поставить резиновые уплотнительные прокладки. Крышки ставят при помощи резинового молотка. Торец первой крышки следует выравнять с передним торцом первого коренного подшипника при помощи приспособления, изображенного на рис. 98. Выравняв указанные торцы, следует надеть на шпильки крепления крышек коренных подшипников и сальникодержателя плоские шай-бы и завернуть все гайки крепления коренных подшипников и сальникодержателя механизированным инструментом, а затем дотянуть их динамометрическим ключом с моментом 11—12 кГм. Закончив затяжку гаек, снять приспособление для выравнивания торцов крышки первого коренного подшипника и блока.

 

 

 

Рис. 96-97

Рис. 98. Приспособление для выравнивания торцов крышки первого коренного подшипника двигателя 3M3-53:
I — коленчатый вал; 2 — приспособление

 

 

 

После этого несколько раз провернуть коленчатый вал при помощи динамометрического рычага. Коленчатый вал должен поворачиваться с моментом, не превышающим 7 кГм.

Если вал проворачивается с моментом не выше 7 кГм, то за-шплиитовывают гайки крепления крышек коренных подшипников проволокой с таким расчетом, чтобы после затяжки проволоки последняя создавала натяг, препятствующий отвертыванию гаек. После установки коленчатого вала регулируют осевой люфт коленчатого вала. Для этого устанавливают переднюю упорную шайбу, обозначенную буквой А, минимальной толщины на штифты переднего коренного подшипника и блока цилиндров, и прижимают ее до отказа при помощи приспособления для выравнивания торцов крышки первого коренного подшипника и блока (см. рис. 98) и проверяют величину возможного осевого перемещения коленчатого вала. Для этого устанавливают измерительную головку приспособления для измерения осевого люфта в базовое отверстие блока и на шпильку (рис. 99) и рычагом перемещают несколько раз вал из переднего крайнего положения в крайнее заднее, при этом следят за положением стрелки индикатора. Величина осевого перемещения вала должна находиться в пределах 0,03—0,12 мм. Если перемещение вала в осевом направлении выходит за допускаемые пределы, то следует заменить поставленную установочную переднюю упорную шайбу А на одну из шайб Б, В или Г большей толщины. Маркировка шайб и их размеры указаны ниже.

 

 

 

Установив шайбу большей толщины, снова проверить осевое перемещение вала, так как указано выше, и убедиться, что оно находится в указанных пределах. После проверки величины осе-вого перемещения приспособление для выравнивания торцов передней крышки подшипника и блока и измерительную головку для проверки осевого люфта коленчатого вала снимают с блока цилиндров и запрессовывают сегментную шпонку распределительной шестерни в шпоночный паз коленчатого вала.

В двигателе ЗИЛ-ІЗО перед укладкой коленчатого вала в пятый коренной подшипник помещают сальник, кладут прокладки крышки (правую и левую) и замеряют длину первой коренной шейки при помощи приспособления, изображенного на рис. 100.

Индикатор приспособления предварительно настраивают по эталонной шейке на размер 32 мм. В зависимости от длины шейки подбирают заднюю упорную шайбу соответствующего ремонтного размера, которые приведены в табл. 35.

 

 

 

 

Рис. 99. Схема проверки осевого люфта коленчатого вала у двигателя 3M3-53:
1 — приспособление для выравнивания торцов крышки первого коренного подшипника и блока: 2 — приспособление для измерения люфта; 3 — рычаг

 

Рис. 100. Приспособление для замера длины первой коренной шейки коленчатого вала у двигателя ЗИЛ-130:
1 — коленчатый вал; 2— приспособление

 

 

Таблица 35

Размеры задних упорных шайб (для двигателей ЗИЛ-130)

Наименование размера задней упорной шайбы

Длина первой коренной шейки, мм

Толщина задней упорной шайбы, мм

Номинальный       

32,075—32,160

2,46—2,50

1-й ремонтный      

32,160—32,245

2,50—2,54

2-й »        ...

32,245-32,330

2,54—2,58

3-й »      

32,330—32,415

2,58—2,62

4-й »      

32,415-32,500

2,62—2,66

 

 

 

 

Осевой люфт коленчатого вала этих двигателей проверяют при помощи приспособления (рис. 101). Величина осевого люфта коленчатого вала двигателя ЗИЛ-130 по техническим условиям должна находиться в пределах 0,08—0,25 мм. Если величина люфта выходит за указанные пределы, то следует заменить заднюю упорную шайбу на другую, большей толщины.

 

 

После укладки коленчатого вала в постели, в пазы заднего подшипника забивают деревянные уплотнители до упора в торец паза (см. рис. 57), а выступающие концы уплотнителя срезают острым ножом заподлицо с плоскостью разъема крышки подшипника. Затем ставят крышки и затягивают их болтами. Момент затяжки 11—13 кГм. У двигателя ЗИЛ-ІЗО в этом же положении блока на конвейере или стенде устанавливают заглушку масляного канала, если она была снята при ремонте блока, и краники для слива воды из блока.

 

 

 

Рис. 101. Схема проверки осевого люфта коленчатого вала у двигателя ЗИЛ-130:
1 — приспособление; 2 — коленчатый вал; 3 — блок цилиндров

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..