Сборка центробежного фильтра тонкой очистки масла двигателей 3M3-53 и
ЗИЛ-130
При сборе центробежного фильтра тонкой очистки масла двигателей 3M3-53
придерживаются такой последовательности: надевают шайбу 5 (рис. 85) на
гайку 4 кожуха и зажимают гайку в тиски с медными накладками шайбой
вверх; на гайку с
шайбой устанавливают кожух 7 ротора фильтра
выпуклой поверхностью вниз; заводят стопорное кольцо 8 гайки кожуха в
канавку гайки 4. Стопорное кольцо устанавливают круглогубцами или при
помощи оправки.
Затем собирают кожух фильтра. При этом надевают
уплотнительную шайбу на гайку-барашек 1 и зажимают последнюю в тиски
шайбой вверх; устанавливают на гайку-барашек с шайбой кожух 2 фильтра
выпуклой поверхностью вниз и заводят стопорное кольцо 3 в канавку
гайки-барашка.
Подсобрав кожух ротора и кожух фильтра, фильтр собирают окончательно.
Для этого зажимают в тиски с медными прокладками за буртик ось ротора
фильтра, надевают на эту ось шариковый упорный подшипник 15, а на ротор
фильтра в сборе уплотнительное кольцо 12 и сетку 9.
После этого надевают на ротор фильтра в сборе кожух фильтра в сборе и
завертывают до упора гайку 4 кожуха. На ось ротора фильтра надевают
подсобранный комплект, нормальную пружинную шайбу 08 мм и крепят
подсобранный комплект гайкой 10 упорной шайбы.
В двигателе ЗИЛ-ІЗО фильтры тонкой (фильтр центробежной очистки масла) и
грубой очистки масла расположены в одном корпусе. На рис. 86 изображены
детали масляных фильтров двигателя ЗИЛ-ІЗО. Масляные фильтры собирают
следующим образом: в корпусе 24 фильтра центробежной очистки масла
запрессовывают при помощи оправки нижнюю 22, а затем верхнюю 30 втулки с
натягом ОД 43—
0,200 мм. После запрессовки
втулки калибруют разверткой по диаметру отверстия под ось
с тем, чтобы при сборке зазор между осью и втулкой находился в пределах
0,03—0,8 мм. Затем в корпус фильтра завертывают жиклеры 21, надевают
уплотнительное кольцо 23 и масляные фильтры 25.
При окончательной сборке корпус 1 масляных фильтров зажимают в тисках.
Затем в него запрессовывают отражательный щиток 15, ввертывают ось 20
фильтра центробежной очистки масла, под которую предварительно
подкладывают замочную
шайбу 16. В оси 20 имеются отверстия 12 для входа
масла в фильтр. Завернув ось до отказа, края замочной шайбы отгибают на
грань оси корпуса.
После установки оси на нее следует последовательно надеть: упорный
шариковый подшипник 18, опорное кольцо 19 подшипника, корпус 24, упорную
шайбу 29, пружинную шайбу и затянуть гайкой.
Затем на гайку 34 надевают шайбу 33, прокладку 32 и крышку 26 корпуса
фильтра центробежной очистки масла. После чего при помощи оправки в
канавку гайки устанавливают стопорное кольцо 31. Подсобранную крышку
надевают на корпус 24 и затягивают гайкой. Собранный фильтр проверяют на
легкость вращения. После проверки в канавку корпуса вставляют прокладку
17, надевают кожух 27 и затягивают гайкой 28.
После этого собирают фильтр грубой очистки. При этом на шпильки 13
крепления фильтрующего элемента надевают прокладку 4, фильтрующий
элемент 5 в сборе, пружинные шайбы и закрепляют гайками. Затем в
отверстие перепускного клапана устанавливают шарик 10, пружину 9,
упорный сухарь 8 пружины и завертывают пробку 6, под которую
предварительно ставят прокладку 7. В отверстия для слива масла из
фильтра центробежной и фильтра грубой очистки завертывают пробки 14 и 2,
под которые предварительно устанавливают прокладку 3.
Собранный масляный фильтр испытывают на вазелиновом масле «Т» (ГОСТ
1840—51). При этом должны быть обеспечены: давление масла 2,5 кГ]см2 при
скорости вращения ротора фильтра центробежной очистки масла 5000 об/мин,
открытие перепускного клапана фильтра грубой очистки при давлении масла
1 кГ/см2 и легкое проворачивание рукоятки 11 фильтра грубой очистки.
Рис. 85. Фильтр центробежной очистки масла
двигателя 3M3-53:
1-гайка-барашек; 2 — кожух; 3 и 8—стопорные кольца; 4—гайка кожуха;
5 — шайба; б и 12 — уплотнительные кольца; 7—кожух ротора; 9 — сетка
ротора; 10— гайка; 11 — стакан ротора; 13 — ротор; 14 — отражатель;
15—подшипник с осью ротора; 16 — жиклер ротора