Сборка водяного насоса двигателей 3M3-53 и
ЗИЛ-130
Сборка водяного насоса двигателя ЗМ3-53. Для сборки
водяного насоса корпус 8 (рис. 87) устанавливают в тиски привалочной
плоскостью вниз. В отверстие корпуса вставляют валик 5 водяного насоса в
сборе с кольцом и запрессовывают в отверстие корпуса водяного насоса
задний подшипник 7 закрытой стороной вниз. Затем в это же отверстие
вставляют распорную втулку 6, состоящую из двух частей и запрессовывают
в отверстие второй, передний подшипник 4 закрытой стороной вверх.
Ввертывают наружное стопорное кольцо 3 в резьбовое отверстие корпуса до
упора и раскернивают для предохранения от вывертывания. И, наконец, в
этом положении корпуса насоса напрессовывают на валик ступицу 2 шкива
водяного насоса и вентилятора длинным буртиком вверх, надевают шайбу
плос-кую01О мм и ступицу крепят гайкой 1. После этого корпус насоса
устанавливают привалочной плоскостью вверх, затем устанавливают сальник
11 в сборе в держатель крыльчатки, закрывают его уплотняющей шайбой 10 и
отгибают усики держателя сальника, предохраняющие сальник от выпадания.
Уплотняющую шайбу сальника перед установкой смазывают с обеих сторон
тонким слоем коллоидной графитной смазкой (ГОСТ 5262— 50).
Напрессовывают на ва-лик насоса крыльчатку 12 в сборе до упора в торец
ступицы корпуса водяного насоса, надевают на болт 13 крепления
крыльчатки пружинную шайбу диам 8 мм и завертывают болт до отказа.
Валик насоса при повороте крыльчатки должен свободно, но без заметного
люфта вращаться в своих опорах. После сборки насос испытывают на стенде,
при этом полость насоса заполняют водой и поднимают давление до 3—4
кПсм2. При этом не допускается появление течи между отверстием корпуса и
валиком водяного насоса и из отверстия для пресс-масленки. В случае
появления течи насос необходимо разобрать и заменить сальник в сборе.
После испытания насоса завернуть пресс-масленку в отверстие корпуса и
набить полость насоса смазкой 1-13с до появления последней из
контрольного отверстия.
Сборка водяного насоса двигателя ЗИЛ-130. Сборку водяного
насоса начинают с подсборки крыльчатки. Для этого ее устанавливают на
подставку с центрирующим пальцем. В гнездо крыльчатки 11 (рис. 88)
вставляют резиновую манжету 18, уплотнительную текстолитовую шайбу 17 и
закрепляют их обоймой 16, напрессовывая ее при помощи оправки.
Затем вал 7 водяного насоса закрепляют на подставке и на него надевают
при помощи оправки стопорное кольцо 14 и во-доотражатель 15,
напрессовывают подшипник 6 до упора в во-доотражатель, надевают
распорную втулку 5 и напрессовывают второй подшипник 4 до упора в
распорную втулку. В корпус 8 подшипников ввертывают масленку 10 и
контрольную пробку 9, закладывают тугоплавкую жировую смазку I—13 и
запрессовывают подсобранный вал с подшипниками до упора в торец выточки
под подшипник. Затем в паз корпуса устанавливается замочное кольцо 3.
В паз на валу вставляют шпонку, на вал надевают
разрезную конусную втулку 2, на нее ступицу 1 шкива вентилятора, которую
закрепляют гайкой с плоской шайбой и шплинтуют. Момент затяжки гайки 6,5
— 7,0 кГм.
На задний конец вала водяного насоса надевают крыльчатку в сборе и
закрепляют болтом с упорной шайбой. Момент затяжки болта 1,5—1,7 кГм.
При этом крыльчатка не должна иметь заметного люфта, а вал в сборе с
крыльчаткой должен свободно вращаться.
После этого корпус подшипников в сборе соединяют при помощи шпилек с
корпусом насоса 13 через прокладку 12 и закрепляют гайками, под которые
подкладывают пружинные шайбы. Шпильки рекомендуется ввертывать в корпус
с суриком или резиновой смолой.
После сборки водяной насос испытывают на герметичность на стенде при
давлении воды 3 кГ/см2.
В случае подтекания насос разбирают и устраняют причины неисправности.