Сборка всережимного регулятора дизелей М753 и
М756 - часть 1
Регулятор монтируется на собранном
топливном насосе, установленном в приспособлении (см. рис. 106). При
сборке особое внимание обращают на чистоту, а также на легкость
перемещения деталей регулятора.
Сборка узла шестерни-водила. Надевают шестерню-водило на направляющую
оправку (рис. 107); в зазор между оправкой и шестерней заводят 17 игл,
предварительно смазанных авиационным маслом. Затем, надев на оправку
шайбу, заводят второй ряд игл (17 шт.). Установив на ось шайбу так,
чтобы фаска ее была расположена в сторону галтели на оси, надевают
направляющую оправку на резьбовую часть оси шестерни 20 (см. рис. 104) и
сдвигают с оправки тестер ню-водило вместе с иглами на ось.
Поставив на ось шайбу фаской в сторону опорного торца оси, навертывают
гайку (резьба левая) и затягивают ее торцовым ключом.
Проверяют зазор в зацеплении шестерни-водила с упругой шестерней
топливного насоса, пользуясь приспособлением (рис. 108) и индикатором со
стойкой. При установке индикатора на риску звездочки диаметром 74,4 мм
величину показания индикатора уменьшают в 2,5 раза для получения
действительного зазора. Зазор в зацеплении (0,1—0,2 мм) проверяют не
менее чем в восьми точках. Допускается увеличение зазора до 0,3 мм, но
разномерность не должна превышать 0,1 мм.
Индикатором проверяют осевой зазор шестерни-водила на оси, который
должен быть в пределах 0,032—0,27 мм. Допускается зазор 0,32 мм.
После проверки указанных зазоров гайку контрят
штифтом и ставят фиксирующее штифт стопорное кольцо. Если опорное кольцо
снято с золотника, необходимо предварительно собрать его с золотником.
Для этого надевают кольцо на золотник так, чтобы между фланцем золотника
и кольцом остался зазор, в который опускают десять шариков. Прижимают к
фланцу золотника опорное кольцо и заводят в его выточку замковое кольцо.
Затем, проверив плавность вращения опорного кольца на шейке золотника,
вводят эти детали в шестерню-водило до упора в торец гайки.
Заводят два грузика в паз шестерни-водила и ставят оси на свои места,
пользуясь имеющимися на них и на шестерне-водиле метками.
Проверяют легкость проворачивания грузиков на осях, щупом проверяют
осевой зазор грузиков в пазу шестерни-водила, который должен быть в
пределах 0,025—0,13 мм (допускается до 0,2 мм). Максимально возможное
расхождение каждого грузика, размер А (рис. 109) должно быть в пределах
25 ± ± 1 мм, допустимая разность размеров А для одной пары грузиков — не
более 0,5 мм.
Затем устанавливают две планки на шестерню-водило. Следует иметь в виду,
что с декабря 1964 г. введена новая конструкция крепления планок: вместо
винтов, контрящихся проволокой, введены болты с круглыми отгибными
шайбами. Это изменение введено в связи с тем, что в эксплуатации имелись
случаи обрыва проволоки и, как следствие, отвертывание винтов, что
приводило к поломке зубьев шестерни-водила и аварии дизеля.
При сборке регулятора следует учитывать, что новая шестерня-водило,
собранная с осями грузиков и фиксирующими оси планками, закрепленными
болтами, перед установкой в регулятор проходит динамическую
балансировку. Базой для балансировки является внутренняя поверхность,
металл снимается с торцов и углов шестерни. Допускается дисбаланс не
более 1 Гсм. После балансировки положение планок на шестерне фиксируется
метками. После ремонта шестерня-водило, собранная с грузиками и
планками, вторично подвергается динами-1 ческой балансировке при
трех положениях грузиков: А = 12, 18 и 25 мм. Металл снимают с лысок на
головках и с полок грузиков за счет уменьшения толщины полки с 5 до 4,5
мм, дисбаланс не более 2 Гсм. Грузики клеймят порядковыми номерами для
возможности установки их при сборке регулятора в те же проушины
шестерни-водила.
Новая шестерня-водило должна быть отбалансирована.
Динамическая балансировка шестерни-водила, как исключение, может быть
заменена статической, но произведенной на специальной оправке; дисбаланс
не более 2,5 Гсм. Если в шестерню установлен хотя бы один новый
грузовик, она должна быть вторично отбалансирована. Новые грузики
комплектуют по весу парами, разность пары грузиков должна быть не более
0,5 г. Динамическая балансировка шестерни с грузиками, как исключение,
может быть заменена статической. Статическую балансировку разрешается
делать при одном положении грузиков А, равном 25 мм. Дисбаланс не более
5 Гсм\ в случае замены осей грузиков балансировка шестерни-водила не
нужна.
Сборка корпуса регулятора и установка его на топливный насос. Убедившись
в свободном перемещении колец в канавках поршня, смазывают кольца
авиационным маслом, а стыки колец разводят под углом 180° друг к другу.
В корпус поршня, повернутый гильзой вверх, ставят конусную оправку (рис.
110) и, смазав хвостовик поршня авиационным маслом, поршень с кольцами
заводят в корпус. Перемещение поршня должно быть плавным, без
прихватываний.
В кольцевые канавки вилки 39 (см. рис. 104) должно быть уложено по
резиновому кольцу, в отверстиях вилки поставлены два сухарика.
Смазав маслом шейки, укладывают вилку в корпус поршня (оба сухарика
одновременно вводятся в пазы хвостовика поршня).
На плоскость разъема корпуса регулятора и корпуса поршня тонким слоем,
наносят лак «герметик». Собранный с вилкой и поршнем корпус поршня
надевают на шпильки корпуса регулятора и соединяют, равномерно затянув
гайки. После соединения корпусов на шестигранный конец вилки 39 надевают
ручку аварийного пуска 21 и, поворачивая вилку из одного крайнего
положения в другое, убеждаются в равномерном вращении ее в корпусе
регулятора.
Надевают на шпильки корпуса регулятора прокладку. Направляя золотник 14
так, чтобы он вошел в поршень 13, корпус регулятора крепят на торцовую
крышку топливного насоса. На штуцер для слива масла из регулятора
навертывают защитную заглушку. Установив в паз вилки 39 шпонку,
закрепляют стяжным болтом на вилке рычаг 40. Зазор между рычагом и
корпусом регулятора должен быть не менее 0,8 мм. Поворачивая кулачковый
валик топливного насоса, проверяют плавность хода золотника в поршне,
взяв золотник за выступающий из поршня хвостовик.
Сборка плунжера регулятора и соединение стержня с золотником. На
стержень 6 надевают шайбу и основную пружину регулятора 8. После этого
надевают на стержень фланец, совместив отверстие под штифт во фланце с
отверстием в стержне, вставляют штифт и контрят его с обеих сторон
ударами керна по фланцу. Затем промывают стержень в бензине.
Собранный стержень вводят в плунжер 1, надевают на сухарь с пазами
резиновое кольцо; смазав маслом, ставят в плунжер сухарь так, чтобы пазы
его точно совпали с пазами плунжера. После сборки плунжера соединяют
стержень 6 с золотником 14. Для этого паз установленного в плунжер
стержня совмещают с хвостовиком золотника и соединяют стержень с
золотником осью, а затем надевают на ось шайбу и контрят шплинтом.
Установка колпака регулятора. Надевают на шпильки корпуса поршня 15
прокладку и крснштейн 28. На соединенный со стержнем
плунжер ставят направляющие стержни пружин в
выточку поршня 13 так, чтобы большее расстояние между направляющими
стержнями было расположено внизу.
Повернув стержень 6 с золотником 14 в положение, при котором соединяющая
их ось будет расположена горизонтально, в отверстие стержня 6 вводят
палец. В пазу кронштейна 28 коромысло 31 располагают так, чтобы стержень
и установленный в него палец вошли в верхнюю вилку коромысла. В этом
положении соединяют коромысло 31 с кронштейном 28 осью 29.
Надевают на шпильки корпуса поршня прокладку. Ставят на стержни силовые
пружины 10, смазывают плунжер 1 и заводят его во втулку 7 колпака 9.
Пружины 10 должны войти в гнезда стакана колпака. Преодолевая
сопротивление пружин 10, сажают колпак на шпильки корпуса поршня,
наблюдая за тем, чтобы запрессованный в колпак установочный штифт вошел
в отверстие кронштейна. Удерживая колпак рукой, навертывают на шпильки
корпуса поршня две средние гайки и легко затягивают ключом. На остальные
четыре шпильки ставят по простой и пружинной шайбе, навертывают гайки и
легко затягивают ключом. Отвернув ранее навернутые гайки, подкладывают
под них шайбы, вновь навертывают гайки и окончательно затягивают все
шесть гаек.
Сборка и установка катаракта. Закладывают в поршень катаракта 33 одну
пружину, устанавливают шток и надевают на шток вторую пружину,
ввертывают регулировочную гайку в поршень так, чтобы торец гайки был
заподлицо с торцом поршня, а прорезь в гайке совпала бы с одним из
отверстий в поршне. Регулировочную гайку контрят стопорным кольцом 32,
усик стопорного кольца должен войти в прорезь регулировочной гайки через
совмещенное с прорезью отверстие в поршне катаракта.
В отверстие корпуса катаракта ставят резиновое кольцо и ввертывают на
несколько оборотов ввертыш. На ограничитель 46 навинчивают гайку и
устанавливают его в ввертыш, после чего ввертыш должен быть плотно
прижат к резиновому кольцу и законтрен вязальной проволокой. Затем
ограничитель 46 окончательно ставят в ввертыш, выдержав размер 22 ± 0,5
мм от торца корпуса катаракта до внутренней полости головки
ограничителя, и также контрят вязальной проволокой.
Надевают на шпильки колпака 9 прокладку, в отверстие штока катаракта
ставят палец 30 и соединяют поршень с коромыслом 31 так, чтобы хвостовик
штока и палец вошли в нижнюю вилку коромысла. Смазав поршень 33 маслом,
осторожно заводят на него корпус 37 катаракта и, посадив корпус на
шпильки колпака, закрепляют двумя гайками. Перемещением плунжера 1
проверяют легкость и плавность движения деталей механизма регулятора, а
затем ввертывают иглу 35 с навернутой на ней гайкой в ввертыш до упора в
коническое отверстие корпуса катаракта. Отвернув иглу на 1,5—2 оборота,
контрят ее в этом положении гайкой и вязальной проволокой, а затем
пломбируют. Неправильная установка иглы катаракта может повлечь
нарушение нормальной работы регулятора.
Окончательно установленную и законтренную иглу закрывают накидной гайкой
36, установив под гайку медно-асбестовое кольцо. Накидную гайку
затягивают ключом и контрят вязальной проволокой.
Установка упора пуска. На поршень 42 с упором надевают пружину и заводят
упор через паз в кронштейне 28 во внутреннюю полость колпака до
соприкосновения лапки упора 45 с ограничителем 46. На шпильки колпака 9
надевают прокладку, смазывают поршень упора маслом и ставят корпус упора
43 так, чтобы поршень вошел в него. Закрепляют корпус упора двумя
гайками, установив под них шайбы. На ввернутый в корпус упора штуцер
навертывают глухую гайку с прокладкой.
Установка масляного фильтра регулятора. В стяжной болт 11 (см. рис. 105)
опускают шарик 10 (если болт новый, шарик ставят легким ударом молотка),
затем заводят пружину 9 и ввертывают упор так, чтобы прорезь упора
совпала с отверстием под шплинт в стяжном болте и упор выступал из
стяжного болта на 0,00—1,00 мм.
Собранный стяжной болт устанавливают в крышку
фильтра 15, надевают наружный фильтр 12 на внутренний 13 и также ставят
их в крышку фильтра. На стяжной болт надевают шайбу, навертывают гайку,
затягивают ее и контрят шплинтом. Не следует допускать чрезмерную
затяжку гайки, так как это может вызвать деформацию фильтров. Крышку
фильтра с уплотнительным кольцом, а затем переходник ввертывают в корпус
фильтра 14.
Собранный масляный фильтр необходимо опрессовать маслом при давлении
8 кГ/см2 и температуре 60—70° С в течение 3 мин течь масла по
соединениям фильтра не допускается.
Фильтр крепят на торцовой крышке топливного насоса. Затем, вывернув из
корпуса регулятора и корпуса фильтра два болта бокового ниппеля, снимают
с них защитные втулки. Надевают по новому уплотнительному кольцу на оба
болта, вставляют их в наконечники трубки подвода масла к регулятору.
Один болт бокового ниппеля ввертывают рукой в корпус, другой в корпус
поршня и окончательно крепят трубку подвода масла к регулятору, затянув
оба болта ключом.