На дизелях типа М753 установлен приводной центробежный нагнетатель,
крыльчатка которого вращается с помощью механизма шестеренчатой передачи
(направление вращения такое же, как и у коленчатого вала).
Нагнетатель (рис. 113) состоит из трех основных отливок алюминиевого
сплава: корпуса 1, промежуточной стенки 12 и входника 27. В корпусе и
промежуточной стенке монтируются механизм привода крыльчатки и основные
детали нагнетателя. В промежуточной стенке расположены три расточенных
отверстия под запрессовку бронзовых втулок 11 и 36, которые являются
подшипниками шестеренчатого механизма привода крыльчатки нагнетателя. В
центральном отверстии промежуточной стенки в бронзовой втулке 19
монтируется ступица 15 ведущей шестерни 13 привода крыльчатки.
Центральное отверстие промежуточной стенки связано с тремя остальными
масляными каналами.
Рис. 113. Нагнетатель
Ведущая шестерня 13 соединена со ступицей 15
двенадцатью призонными болтами 14. Для повышения надежности этого
болтового соединения с 1965 г. увеличен диаметр призонных болтов с 6 до
8 мм. Ступица ведущей шестерни полая с внутренними эвольвентными
шлицами, в которые монтируется рессора, передающая вращение ступице от
коленчатого вала. Перемещение рессоры по шлицам ступицы ведущей шестерни
ограничивается замковым кольцом 17, расположенным в проточке на шлицах.
В осевом направлении перемещение ступицы ограничено шайбой 18,
фиксируемой у бурта ступицы круглой гайкой
16, которая контрится на ступице отгибной шайбой.
В корпусе нагнетателя две полости: воздушная полость и полость, в
которой расположен механизм привода. В воздушной полости располагается
крыльчатка нагнетателя, диффузора, где происходит превращение энергии
движения воздуха, приобретенной от центробежных сил, в энергию давления
и улитки, по которой воздух направляется для выхода из нагнетателя во
всасывающие коллекторы дизеля. В воздушной полости диффузора установлен
на пятнадцати винтах диск диффузора 2.
В центральной части стенки корпуса имеются три отверстия, в два крайних
запрессованы бронзовые втулки 30, которые служат вторыми подшипниками
шестерен привода крыльчатки, в среднюю расточку запрессована стальная
обойма 5, в которую с натягом установлены лабиринт 6 и залитая
свинцовистой бронзой стальная втулка 22, являющаяся вторым опорным
подшипником валика крыльчатки 10. В бонке на внутренней стенке корпуса
просверлено отверстие 40, соединяющее воздушную полость улитки с
лабиринтом 6.
Поступающий воздух из зоны высокого давления через отверстие 40 к
лабиринтовому уплотнению создает воздушный затвор, препятствующий
просачиванию масла из зоны подшипника в воздушную полость корпуса.
Ведущая шестерня 13 механизма привода крыльчатки входит в зацепление с
двумя шестернями 39, напрессованными на промежуточные валики 35 и
зафиксированные тремя штифтами 38. Каждая шестерня 39 имеет поводок с
шестью прямоугольными пазами. Промежуточный валик 35 вращается в двух
бронзовых втулках 30 и 36, одна из которых расположена в корпусе
нагнетателя, другая — в промежуточной стенке. Смазка во втулке 31
фрикционной шестерни 33 и к втулке промежуточного валика, расположенной
в корпусе нагнетателя, подводится через полый валик, заглушенный по
концам пробками.
Фрикционная шестерня 33 с запрессованной в нее бронзовой втулкой 31
свободно вращается на промежуточном валике 35. Шесть подобранных по весу
бронзовых сухарей 34 внутри каждой фрикционной шестерни связаны с
шестерней 39 штифтами, входящими в пазы поводка шестерни. При вращении
шестерни 39 вращаются и сухари, под действием центробежной силы сухари
прижимаются к конической поверхности фрикционной шестерни 33 и вращают
ее. Для передачи требуемого крутящего момента поверхности трения сухарей
притираются к поверхности трения фрикционной шестерни. Осевой зазор
промежуточного валика устанавливается подбором регулировочной шайбы 37.
Валик крыльчатки 10 вращается в двух подшипниках, один из которых
расположен в промежуточной стенке, другой—во внутренней стенке корпуса и
фиксируется в осевом направлении со стороны промежуточной стенки
буртиком, расположенным на валике, а со стороны крыльчатки подпятником,
состоящим из трех шайб 8, 9 и 21. Шайба 8 подбирается при регулировке
осевого зазора валика крыльчатки. За одно целое с валиком крыльчатки
выполнена шестерня, входящая в зацепление с фрикционной шестерней 33.
Для разгрузки валика крыльчатки от изгибающего момента оси вращения
валика 35 с фрикционными шестернями 33 расположены в одной
горизонтальной
плоскости с осью валика крыльчатки. Со стороны
шлицевого конца валика крыльчатки монтируются втулка лабиринта 7, шайба
24, кольцо упорное 28, пружина тарельчатая 29 и крыльчатка 3, которые
фиксируются резьбовой пробкой 25, законтренной стопорной шайбой 26.
Зазор между торцом крыльчатки и корпусом нагнетателя регулируется шайбой
24.
В передней части корпуса нагнетателя с помощью шпилек крепится вход-ник
27, по которому воздух подводится к нагнетателю. Верхняя часть входника
соединяется шлангом с трубопроводом, идущим от воздушных фильтров,
установленных на тепловозе. Для проведения работ по консервации
нагнетателя
в корпусе нагнетателя предусмотрено окно, которое
закрывается фланцем 4. Шпилька 23 служит для крепления хомута средней
водяной трубы.
Масло к механизму привода крыльчатки нагнетателя поступает из
маслораспределительного канала верхнего картера в отверстие в лучевом
приливе промежуточной стенки и дальше направляется в кольцевую выточку
К, из которой по сверлениям в лучевых приливах поступает ко всем
подшипникам промежуточной стенки.
Все подшипники, расположенные в корпусе нагнетателя, втулки фрикционных
шестерен и подпятник смазываются маслом, поступающим из внутренних
полостей валиков через радиально просверленные отверстия.