На тракторе Т-4 с двигателем А-01 воздухоочиститель устанавливают на
передней левой стенке кабины и соединяют с впускным коллектором
двигателя воздухопроводом, входящим в комплект трактора.
На двигателе А-01М, которым комплектуют трактор Т-4А, воздухоочиститель
присоединяют двумя хомутами к заднему торцу головки цилиндров двигателя
при помощи кронштейна, отштампованного из листовой стали.
На двигатель А-41 воздухоочиститель устанавливают так же, как на
двигатель А-01М.
На двигателях А-01 и А-41 используют один и тот же
воздухоочиститель с сеткой на воздухозаборнике, с мультициклонами и
контактными элементами в виде кассет с путанкой из металлической
проволоки.
Воздух очищается в трех ступенях очистителя.
В первой ступени — в сетке воздухозаборника — из всасываемого воздуха
удаляются крупные частицы пыли.
Второй ступенью очистки воздуха является фильтр центробежного типа —
мультициклон, представляющий собой группу циклонов с тангенциальным
входом и центральным выходом очищенного воздуха (вверх) и пыли (вниз).
Пыль, оседающая в нижнем корпусе воздухоочистителя, автоматически
удаляется через трубку отсоса, врезанную в эжектор, установленный на
выпускном коллекторе и работающий при помощи выпускных газов двигателя.
Третья ступень очистки—две последовательно
установленные кассеты, наполненные путанкой из металлической проволоки,
смоченной маслом.
Воздухоочиститель циклонного типа снабжен воздухозаборником,
установленным на горловине всасывающей трубы 3 (рис. 66) и закрепленным
стяжным хомутом 4.
По оси воздухоочистителя проходит всасывающая труба, к которой приварена
головка 5 полусферической формы, соединенная также при помощи сварки со
средним поясом воздухоочистителя. Головка снабжена патрубком. В нижней
части среднего пояса выполнена отбуртов-ка с подваренным внутренним
кольцом, образующим кольцевой желобок для установки уплотнительного
резинового кольца.
В среднем поясе монтируют две кассеты 10 и 12 с путанкой, уплотняемые
резиновыми кольцами, верхним 5 и нижним 9.
Разъем воздухоочистителя, проходящий по кольцам, отделяет третью ступень
очистки от второй — мультициклона.
Мультициклон состоит из корпуса 18 (см. рис. 41), 27 циклонов
19, имеющих тангенциально приваренный патрубок. По оси циклона
установлена воздухоотводящая трубка. Циклоны запрессовывают при сборке
мультициклона в верхние и нижние тарелки. Мультициклон в сборе закреплен
в корпусе 18 и уплотнен резиновым кольцом 21.
Воздухоочиститель стягивают болтами, пропущенными через ушки,
приваренные к корпусу мультициклона и головке воздухоочистителя.
К нижней бункерной части корпуса 18 приварен патрубок 20, к которому при
помощи дюритового шланга и хомутов присоединяют трубку 19 (рис. 66) для
отсоса пыли.
Под влиянием разрежения, создаваемого во впускном коллекторе при работе
двигателя, воздух из атмосферы втягивается через сетку 2
воздухозаборника в трубу 3, откуда попадает ко входам патрубков
циклонов. Патрубки по отношению к циклонам установлены тангенциально,
поэтому воздух при входе внутрь циклона получает вращательное движение,
содержащиеся в нем частицы пыли под действием центробежной силы
отбрасываются к стенке циклона и опускаются в бункер.
Предварительно очищенный воздух втягивается в центральные трубки
циклонов и затем просасывается через кассеты, очищаясь от мелкой пыли.
Из головки через патрубок 28 (см. рис. 41) воздух попадает во впускной
коллектор и далее в цилиндры двигателя.
Между мультициклоном и нижней частью кассеты 12 (рис. 66) установлен
дефлектор 13, изготовленный из полиэтилена.
В дефлекторе имеется 27 колпачков (по числу циклонов), соединенных между
собой ребрами. Колпачки образуют подобие зонтиков, прикрывающих верхние
выход-ные отверстия центральных трубок циклонов, не препятствуя вместе с
тем выходу из них воздуха.
Назначение дефлектора — предотвращать попадание капель масла, стекающих
из промасленной путанки кассет, на внутренние поверхности циклонов; при
замасливании циклонов их очистительная способность ухудшается.
Описываемый воздухоочиститель при работе в большинстве
почвенно-климатических зон обеспечивает степень очистки воздуха около
98,8%.
Для повышения эффективности очистки воздуха и надежности работы системы
очистки с сентября 1971 г. внедрены новые воздухоочистители
инерционно-масляного типа.
Воздухоочиститель крепят хомутами также к заднему торцу головки
цилиндров на кронштейне. В отличие от циклонного воздухоочистителя при
установке инерционно-масляного воздухоочистителя не нужен эжекционный
отсос пыли, поэтому на выпускном коллекторе вместо эжектора
устанавливают выпускную трубу.
Воздух очищается также в трех ступенях.
Под влиянием разрежения, создаваемого во впускном коллекторе, воздух,
поступающий через сетку 1 (рис. 67) воздухозаборника, закручивается
завихрителем 2 и попадает в центральную трубу воздухоочистителя. При
завихрении крупные частицы пыли, находящиеся в воздухе, под действием
центробежной силы выбрасываются через пылесбросные щели 4 колпака 3.
Из сухоочистителя воздух поступает во вторую ступень очистки — масляную
ванну поддона 12, где частицы пыли, ударяясь по инерции о поверхность
масла, задерживаются маслом и оседают в нем.
Затем воздух направляется в третью ступень очистки, где очищается,
проходя через кассеты И, каждая из которых состоит из капроновой щетины
и фильтрующих элементов 7 и 5, изготовленных из пористого пластика —
пенополиуретана. Очищенный воздух через впускной коллектор поступает в
цилиндры двигателя.
Воздухоочиститель инерционно-масляного типа при работе обеспечивает
степень очистки воздуха в пределах 99,5—99,8%.
Если необходимо, на двигателях А-01М и А-41 можно заменять
воздухоочистители циклонного типа воздушным фильтром инерционномасляного
типа. Воздухоочиститель заменяют комплектно с кронштейном и
соединительным патрубком, одновременно заменяют эжектор выпускной
трубой.