Тормозной кран (фиг. 94) служит для подачи сжатого воздуха при
торможении в тормозные камеры.
Привод тормозного крана осуществляется тормозной педалью из кабины
водителя. Внутренняя полость крана разделена упругой металлической
диафрагмой 16 на две части. Верхняя часть над диафрагмой постоянно
сообщена с атмосферой через отверстие 14. Нижняя полость крана,
постоянно соединенная с тормозными камерами, может сообщаться или с
атмосферой через клапан 18 (отторможенное состояние колесных тормозов),
или с воздушными баллонами через клапан 9 (состояние торможения колесных
тормозов).
Верхние концы стержней клапанов 9 и 18 касаются коромысла 10, в среднюю
часть которого упирается сферический упор диафрагмы 11 тормозного крана.
Между рычагом крана 12 и диафрагмой расположен составной стержень 15 с
точно тарированной цилиндрической пружиной 17
Работа тормозного крана основана на следующем:
1. Тормозное усилие колесных тормозов пропорционально давлению сжатого
воздуха в тормозных камерах.
2. При любом неизменном положении тормозной педали давление воздуха в
тормозных камерах остается также практически неизменным (при условии
герметичности аппаратуры и тормозного крана). Герметичность
обеспечивается наличием упругой диафрагмы и тарированной пружины стержня
крана. При каком-то неизменном положении тормозной педали поступление
сжатого воздуха через нижнюю полость крана к тормозным камерам будет
происходить до тех пор, пока суммарная сила давления его на диафрагму
снизу не превысит силы противодавления, создаваемого
пружиной стержня крана. После этого диафрагма
переместится вверх, клапан 9 закроется и поступление сжатого воздуха
прекратится, т. е. давление воздуха в тормозных камерах перестанет
увеличиваться.
3. Давление воздуха пропорционально ходу тормозной педали. Большее
перемещение тормозной педали вызывает излишнее сжатие пружины стержня
крана. Чтобы в этом случае диафрагма переместилась вверх и закрылся
клапан 9, требуется большая суммарная сила давления воздуха на диафрагму
в нижней полости, которая должна превысить противодавление более сжатой
пружины стержня крана.
Чередование рабочих процессов крана при затормаживании и оттормаживании
колес автобуса происходит в такой последовательности.
При перемещении водителем тормозной педали рычаг крана 12 нажимает на
стержень 15, который сжимает пружину 17 и через упор диафрагмы 11
действует на коромысло 10, управляющее клапанами 9 и 18.
При перемещении диафрагмы и коромысла вниз сначала закрывается клапан 18
(прекращается сообщение нижней полости крана и тормозных камер с
атмосферой), а затем открывается клапан 5, и воздух из воздушных
баллонов поступает в нижнюю полость крана и к тормозным камерам. Приток
воздуха в тормозные камеры будет продолжаться до тех пор, пока давление
в нижней полости крана не преодолеет сопротивления пружины 17. После
этого диафрагма 16 и коромысло 10 переместятся вверх. При этом впускной
клапан 9 закроется. Приток сжатого воздуха и рост давления в полости
крана и тормозных камерах прекратится.
Если эффективность торможения необходимо увеличить, то не возвращая
тормозную педаль в исходное положение, следует продолжать ее перемещение
вниз. При этом происходит дополнительное сжатие пружины 17,
сопротивление от давления воздуха в нижней полости крана преодолевается,
диафрагма и коромысло перемещаются вниз, вторично открывается впускной
клапан 9 и возобновляется приток сжатого воздуха в кран и к тормозным
камерам. В этом случае поступление сжатого воздуха к тормозным камерам
так же будет продолжаться до тех пор, пока суммарная сила давления ежа
iого воздуха на диафрагму не преодолеет сопротивление сжатой пружины 17,
после чего диафрагма и коромысло переместятся вверх и клапан 9
закроется.
При оттормаживании тормозная педаль отпускается, рычаг крана
возвращается в исходное положение, пружина стержня крана разжимается,
диафрагма перемещается вверх, нагрузка на коромысло снимается, и клапан
18 открывается. Сжатый воздух из полости крана и тормозных камер через
клапан 18 выпускается в атмосферу.