На двигателе автобуса ЗИС-155 установлен верхний карбюратор МКЗ-К-81 с
падающим потоком горючей смеси.
Карбюратор МКЗ-К-81 представляет собой новую оригинальную конструкцию, в
которой компенсация горючей смеси осуществляется применением диффузора с
переменным сечением при одной форсунке-распылителе.
Карбюратор (фиг. 30) состоит из трех отлитых под давлением из цинкового
сплава частей: корпуса 34 воздушной горловины, корпуса 36 поплавковой
камеры и корпуса 45 (патрубка) смесительной камеры. Все три основные
части карбюратора соединены между собой болтами 3.
В корпусе воздушной горловины размещены: воздушная заслонка 32,
игольчатый клапан подачи топлива 29 и сетчатый фильтр 31. Воздушная
заслонка двумя винтами крепится к оси 33, на конце которой насажен рычаг
привода 12. Оболочки троса привода воздушной заслонки крепятся на
кронштейне 30. Топливо к игольчатому клапану поступает через входной
штуцер 10. В корпусе поплавковой камеры, являющейся средней частью
карбюратора, находятся дозирующие элементы карбюратора и поплавок.
Поплавок 26 состоит из двух половин, спаянных между собой. К верхней
половинке поплавка припаян кронштейн 27, насаженный на ось 28.
Дозирующие элементы карбюратора состоят из диффузора переменного сечения
и форсунки-распылителя.
Диффузор состоит из двух подвижных крыльев 9 и 16, помещенных на осях 7
и 19.
На концах осей неподвижно закреплены ведущий 20 и ведомый 6 рычаги
привода крыльев диффузора, стягиваемые пружиной 8. Ведущий рычаг на
конце имеет вилку, в которую входит палец 5 ведомого рычага. К крыльям
диффузора, в их верхней части, прижимаются шторки 15, сидящие на осях
14. Шторки прижимаются к крыльям под действием пружин 13,
Форсунка-распылитель 47 установлена в центре
корпуса между крыльями диффузора. Приемная часть форсунки-распылителя
своим концом входит в вертикальный канал 46, к которому топливо из
поплавковой камеры 25 карбюратора подводится по наклонному каналу 23.
Наклонный канал сообщается с поплавковой камерой карбюратора втулкой 24,
имеющей калиброванное отверстие.
Фиг. 30. Карбюратор МКЗ-К-81
Крепление форсунки-распылителя в корпусе
производится прижимной пробкой 38. Уплотнение между опорной поверхностью
форсунки-распылителя и корпусом достигается прокладкой 37.
В корпусе смесительной камеры, являющейся нижней частью карбюратора,
находится валик 44 дроссельной заслонки 43, на котором двумя винтами 42
закреплена дроссельная заслонка прямоугольной формы.
Передаточный рычаг крыльев диффузора 40 и рычаг управления дроссельной
заслонкой 39 неподвижно укреплены на валике 44. Рычаг управления
воздушной заслонкой 12 тягой 18 связан с рычагом 22.
Открытие дроссельной заслонки для работы двигателя
на холостом ходу регулируется поворотом винта 1.
Работа карбюратора осуществляется по следующей принципиальной схеме.
Постоянный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора
поддерживается поплавковым механизмом, состоящим из поплавка,
подвешенного на оси, и игольчатого клапана. При заполнении поплавковой
камеры топливом поплавок всплывает и поднимает вверх запорную иглу,
которая по достижении заданного уровня прижимается к седлу и прекращает
подачу топлива. По мере расходования топлива поплавок опускается вниз,
опускает за собой запорную иглу и в поплавковую камеру снова поступает
топливо. Таким образом поддерживается постоянный уровень топлива в
поплавковой камере карбюратора.
Поплавковая камера карбюратора сообщается с воздушной горловиной
карбюратора с целью выравнивания давления за воздухоочистителем и в
поплавковой камере.