Для нормальной работы системы смазки двигателя в эксплуатации необходимо
соблюдать следующие требования:
1. Следить во время работы двигателя за показаниями масляного манометра.
На средних оборотах (1500—1800 об/мин) давление в масляной системе
должно быть в пределах 1,8—2,0 кг/см2. Во время эксплуатации в летнее
время давление в системе может понижаться до 1,2—1,5 кг/см2.
При отклонении давления масла в системе от нормального следует
немедленно установить причину этого и принять меры к ее устранению.
Пониженное давление в системе смазки может быть вследствие перечисленных
ниже причин:
а) неправильных показаний манометра. Для проверки следует систему
масляной магистрали включить контрольный манометр.
С этой целью можно вывернуть с левой стороны блока датчик масляного
манометра, или любую пробку масляной магистрали. Пустив двигатель,
проверить показания контрольного манометра. Если контрольный манометр
укажет нормальное давление в системе, то причину следует искать в
неисправности основного манометра или его датчика;
б) неисправности в масляной магистрали. Необходимо проверить отсутствие
течи в трубопроводах масляной системы и через прокладки соединений;
в) чрезмерно низкого уровня масла в нижнем картере двигателя (около
отметки «0» на маслоизмерителе);
г) применения несоответствующею масла пониженной вязкости или его
разжижения топливом или понижения вязкости масла в результате перегрева
двигателя;
д) износа подшипников ,и шеек коленчатого вала.
Повышение давления масла в системе может быть или от применения
несоответствующею сорта масла — с повышенной вязкостью, или же при
неправильной установке редукционного клапана масляной магистрали (с
измененным количеством регулировочных шайб) К
Наблюдение за давлением масла в двигателе должно быть непрерывным на
протяжении всей эксплуатации. При исправном масляном насосе, правильной
регулировке редукционного клапана и при отсутствии в масле большого
количества топлива,
давление зависит: от сорта масла, его температуры,
числа оборотов коленчатого вала двигателя и величины зазора в
подшипниках
(При снятии редукционного клапана
с двигателя для очистки от нагара следует внимательно относиться к
регулировочным шайбам, нужное количество которых подбирается заводом для
обеспечения работы клапана с нормальным Давлением)
При нормальном техническом
обслуживании двигателя количество топлива в картерном масле не должно
превышать 3—5°/о.
При умеренном износе двигателя, при температуре
масла 60—70° С, на средних оборотах давление в системе не должно
превышать 1,5—1,8 кг!см2.
При этих же условиях, но в случае значительного износа двигателя (когда,
однако, общий расход масла находится еще в пределах нормы), может
допускаться снижение давления масла до
0,8—1,0 кг/см2.
При дальнейшем снижении давления масла нужно производить частичную
разборку двигателя, осматривать, а если потребуется, то заменять
вкладыши подшипников или ремонтировать шейки вала с заменой вкладышей.
2. Ежедневно перед выездом автобуса из парка, а во время длительного
рейса при осмотрах его в пути, необходимо проверять уровень масла в
картере двигателя.
Нормальный уровень масла в картере должен соответствовать верхней метке
«4/4» на маслоизмерителе. Замер уровня масла следует производить,
установив автобус на горизонтальном участке дороги, остановить двигатель
и выждать 3—5 мин., чтобы дать стечь в картер разбрызганному по стенкам
маслу. Затем вынуть маслоизмеритель, обтереть его и вновь опустить в
картер, после чего вынуть и проверить уровень масла.
Не следует допускать понижения уровня масла до отметки «2/4» на
маслоизмерителе, так как при этом возможны случаи нарушения циркуляции
масла через масляный радиатор, что может резко ухудшить тепловой режим
двигателя.
Повышенный уровень масла в картере также недопустим. При этом
увеличивается расход масла, значительное количество которого может
попадать в цилиндры двигателя, вызывая сильное нагарообразование и
ухудшение работы свечей зажигания.
Значительное повышение уровня масла в нижнем картере по сравнению с
нормальным в эксплуатации может быть при небрежном обслуживании (заливка
масла в двигатель без контроля маслоизмерителем), при попадании большого
количества топлива в картер за время работы двигателя с неисправной
системой зажигания или с поврежденной диафрагмой топливного насоса.
Кроме этих основных причин, менее значительное попадание топлива в
картер также может происходить из-за неплотного прилегания поршневых
колец к стенкам цилиндров. Это вдвойне вредно, так как, во-первых,
бензин, проникая через поршневые кольца, смывает смазку с зеркала
цилиндров, вызывая повышенные износы, а во-вторых, ухудшается качество
масла в картере.
Во всех случаях значительного повышения уровня
масла в двигателе должна быть немедленно установлена и устранена
причина, вызвавшая это повышение.
Если масло просто залито в картер в большем количестве, чем это
требуется, его следует спустить до отметки «4/4» по масло-измерителю.
Если же установлено попадание в картер топлива, масло должно быть
немедленно заменено свежим, а причина, вызвавшая разжижение масла,
устранена.
3. Заменить масло в двигателе с указанной в карте смазки (Приложение 1)
периодичностью и точным соблюдением сорта и количества смазки. При
температуре воздуха выше +5° С должен применяться летний сорт масла, а
ниже *-}-5° С — зимний сорт.
Через каждые 8000 км пробега автобуса при очередной смене масла
рекомендуется снимать нижний картер двигателя и промывать его керосином,
удаляя отложения с его стенок и дна, а также снимать сетчатый фильтр
маслоприемника масляного насоса, прочищать сетку мягкой металлической
щеткой и промывать в керосине.
При установке нижнего картера на двигатель необходимо проверить, чтобы
картонная прокладка не была повреждена \ а затяжку крепящих картер
болтов производить равномерным усилием.
4. Одновременно со сменой масла в картере или чаще, в зависимости от
условий эксплуатации необходимо:
а) спускать отстой из отстойника масляных фильтров, тщательно промывать
корпус от грязи керосином.
Сменный фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки АСФО-1 следует
заменять через каждые 2000 км пробега.
При установке нового фильтрующего элемента тонкой очистки необходимо
обращать особое внимание на исправность уплотнительных пробковых колец в
крышках элемента, на отсутствие повреждений деталей.
Фильтрующие элементы с дефектными деталями (смятыми картонными кольцами,
деформированными жестяными крышками, выкрошенными уплотнительными
кольцами) для эксплуатации не пригодны, так как в этом случае масло
будет проходить через дефектные места не очищаясь. Реставрированные
элементы тонкой очистки следует применять с большой осторожностью, так
как в процессе реставрации и последующей сборки картонные детали могут
быть легко повреждены.
б) Снять крышку фильтра грубой очистки масла с пластинчатым элементом и
тщательно промыть последний в керосине.
5. Через каждые 3—4 часа работы очищать фильтр грубой очистки масла от
скопившейся грязи. Для этого следует повернуть рукоятку фильтра в любую
сторону на три-четыре оборота.