Ремонт кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗИС-124

  Главная      Автомобили - ЗИС     Автобус ЗИС-155. Инструкция по эксплуатации (Степанова Е.А.) - 1952 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

Ремонт кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗИС-124 - часть 1


Для ремонта заводом выпускаются три наименования деталей кривошипно-шатунного механизма ремонтных размеров: поршни, поршневые кольца и вкладыши шатунных и коренных подшипников.

Поршни изготовляются трех ремонтных размеров с увеличением диаметров юбки, головки и кольцевых канавок через 0,5 мм. Все остальные ремонтные размеры поршней, в том числе ширина кольцевых канавок и диаметр отверстия под палец остаются такими же, как и при изготовлении поршней номинальных размеров.

Ремонт цилиндров (расточка с последующим хонингованием) Для применения поршней очередного ремонтного размера производится в случаях предельного износа цилиндра в верхней части, увеличения овальности и конусности цилиндров в зоне работы поршневых колец выше допускаемых значений, наличия задиров на зеркале цилиндров.

 

Первые два случая являются основными при решении вопроса о необходимости ремонта цилиндров.

Износ цилиндров следует считать предельным, если в верхней части (в зоне расположения первых компрессионных колец при положения поршня в в. м. т.) диаметр цилиндра увеличился до 0,4 мм. В этом случае конусность цилиндра в зоне работы поршневых колец бывает равной 0,15—0,25 мм.

Размеры диаметров юбки поршней ремонтных размеров и соответствующие диаметры цилиндров после ремонта приведены в табл. 5.

Таблица 5

Обозначение поршня ремонт­ного размера

Увеличение номиналь­ного диаметра юбки поршня и цилиндра в мм

Диаметр поршня в мм

Диаметр цилиндра в мм

БР

0,5

102,04

101,98

102,12

102,06

ВР

1,0

102,54

102,48

102,62

102,56

ГР

1,5

103,04

10;,98

103,12

103,06

 

 

 

При четвертом ремонте в цилиндры двигателя запрессовывают гильзы, обрабатывая внутренние диаметры гильз после их запрессовки под поршень номинального диаметра.

Принадлежность поршней к той или иной ремонтной группе определяется по маркировке на днище, где выбиваются буквенные обозначения заводского номера детали (БР, ВР, ГР) и увеличение диаметра юбки (+0,5 +1,0 +1,5).

При сборке двигателя после ремонта цилиндров и замены поршней должен быть обеспечен зазор между поршнем и цилиндром в пределах 0,08—0,1 мм. Зазор проверяется протягиванием ленты-щупа шириной 13 мму толщиной 0,1 мм и длиной 200 мм со стороны, противоположной прорези юбки. Усилие протягивания щупа должно быть в пределах от 2,2 до 3,6 кг.

Нормы сборки узла поршень — цилиндр для ремонтного двигателя остаются теми же, что и для новою двигателя.

При ремонте поршни к цилиндрам следует подбирать методом подгонки размера ремонтируемой детали (цилиндра) к имеющейся детали ремонтного размера (поршню).

Поршневые кольца имеют одинаковое с поршнями количество ремонтных размеров. При установке кольца ремонтного размера в кольце-калибре соответствующего ремонтного размера (внутренний диаметр калибра 102,1; 102,6; 103,1 мм) зазор в замке кольца должен быть в пределах 0,25—0,45 мм. Высота компрессионных и маслосъемных колец ремонтных размеров одинакова с номинальными. Материал, структура металла, технология изготовления и все технические параметры поршневых колец ремонтных размеров полностью соответствуют номинальным.

 

Маркируются ремонтные кольца цифрами в соответствии с увеличением диаметра кольца. Цифры +0,5 +1,0 +1,5 ставят на верхней торцевой поверхности кольца около замка.

Необходимо помнить, что форма кольца в свободном состоянии имеет очень большое значение для правильности его работы.

Специальной геометрической формой поршневого кольца в свободном состоянии обеспечивается правильная окружность при сжатии и отсутствие зазора (просвета) между кольцом и цилиндром. Отклонения от требуемой для данного диаметра цилиндра формы кольца в свободном состоянии будут неизбежно служить причиной аварийных износов поршневой группы и цилиндра.

Если кольцо правильной геометрической формы в свободном состоянии использовать для цилиндра меньше того диаметра, для которого оно изготовлено, увеличив размер зазора в замке, то такое кольцо, помещенное в цилиндр, будет прилегать к его стенкам только узкими площадками около замка и против него. В этом случае будут значительные зазоры (просветы) между кольцом и стенкой цилиндра. Поэтому при сборке двигателя после ремонта цилиндра необходимо, чтобы:

а) ремонтный размер поршневых колец точно соответствовал увеличению диаметра цилиндра;

б) после установки новых колец производился контроль равномерности (без просветов) прилегания колец к цилиндрам.

 

Вкладыши шатунных и коренных подшипников изготовляются четырех ремонтных размеров.

Высота и толщина баббитовой заливки для одноименных шатунных и коренных вкладышей ремонтного размера одинаковы с вкладышами номинальных размеров.

Основное отличие вкладышей ремонтною размера от номинального заключается в применении для них более толстой стальной ленты. Исключение составляют вкладыши первого ремонтного размера.

Малая разница диаметров подшипников номинального и первого ремонтного размера (0,05 мм) позволяет использовать для их изготовления стальную ленту одной толщины.

В табл. 6 приведены размеры вкладышей и нормы шлифования шеек коленчатого вала при ремонтах.

Маркируются ремонтные вкладыши на спинках цифрой уменьшения диаметра подшипника.

После ремонта (шлифования) конусность и овальность шеек вала должна быть не более 0,01—0,02 мм. Подпиливание стыков и шабровка ремонтных вкладышей категорически запрещается.

Зазоры между шейкой вала и подшипником (разность диаметров) после установки вкладышей ремонтных размеров должны быть такими же, как и в узле с номинальными размерами деталей.

Указания по методике контроля и замене вкладышей подшипников, приведенные в разделе «Обслуживание двигателя в эксплуатации», остаются справедливыми для всех номеров ремонтов узла.

 

 

Таблица 6

 

Примечания. Вкладыши первого ремонтного размера применяются при износе шеек вала по диаметру 0,05—0,07 мм.
120-1005170 — вкладыш переднего коренного подшипника. При остальных наименованиях вкладыши коренных подшипников имеют следующие заводские номера: 120-1005172 — вкладыш промежуточного коренного подшипника, 120-1005175—вкладыш среднего коренного подшипника, 120-1005178 — вкладыш заднего коренного подшипника.
Дополнительные буквенные обозначения (БР, ВР, ГР, ДР) указывают на номер ремонтного размера.

 

 

 

После капитального ремонта двигатель должен подвергаться обкатке на стенде в течение 10 час.

Рекомендуемый режим обкатки следующий:

 

 

 

По окончании обкатки должна быть произведена вторичная смена масла в двигателе.

Маховик отлит из серого чугуна. На обод маховика напрессован в горячем состоянии стальной зубчатый венец, закаленный

до высокой твердости, для пуска двигателя стартером. На наружной поверхности обода маховика нанесена метка ВМТ-1-6, служащая для установки зажигания. Маховик устанавливается отно-

сительно коленчатого вала в строго определенном положении, которое достигается смешением по окружности на 2° одного из шести болтов крепления маховика к фланцу коленчатого вала.

Крепление маховика на коленчатом валу осуществляется равномерной затяжкой гаек моментом 10—12 кгм

при соблюдении порядка затяжки, указанного на фиг. 13.

После затяжки болтов биение рабочей поверхности торца маховика по отношению к оси коленчатого вала на радиусе 150 мм не должно быть бо-
лее 0,15 мм.

Картер маховика выполнен из двух частей.

Верхняя часть — литая из чугуна, закрепленная на блоке двигателя болтами, нижняя — штампованная, легкосъемная. Съемная часть картера маховика позволяет устанавливать и снимать коленчатый вал с сборе с маховиком.

Распределительный механизм состоит из распределительного вала, шестерен привода, толкателей, клапанов, пружин и направляющих втулок клапанов.

 

 

 

Распределительный вал (фиг. 14) стальной, кованый, имеет двенадцать кулачков и четыре опорных шейки. У кулачков впускных и выпускных клапанов одинаковый профиль и подъем. Высота подъема клапанов равна 10 мм.

Подшипниками распределительного вала служат стальные втулки с баббитовой заливкой, запрессованные и застопоренные от провертывания и осевого смещения в блоке цилиндров.

Стале-баббитовые втулки подшипников распределительною вала имеют отверстия для подвода смазки к шейкам вала из главной магистрали системы смазки.

 

 

 

 

Фиг. 15. Привод распределительного вала:
1 — храповик пусковой рукоятки; 2 — шайба; 3 — пружина клапана; 4— пробка редукционного клапана; 5 — регулировочный винт; 6 — контргайка; 7 — сухарь; 8 — гайка; 9 — ведомая шестерня распределительного вала; 10 — упорная шайба; 11 — крышка шестерен распределения; 12 — установочное кольцо; 13 — распределительный вал; 14 — плунжер редукционного клапана; 15 — коленчатый вал; 16 и 17 — упорные шайбы; 18 — следующая шестерня; 19 — маслоотражательное кольцо; 20 — сальник; 21 — шкив ремня вентилятора.

 

 

 

 

В средней части вала нарезана винтовая шестерня для привода масляного насоса и распределителя зажигания. Между кулачками впускных клапанов пятого и шестого цилиндров расположен эксцентрик привода топливного насоса.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..