Поршневые кольца двигателя ЗИС-124 отлиты из чугуна. Назначение поршневых колец исключать
пропуск газа между поршнем и стенками цилиндра во время работы
двигателя. Для этого поршневые кольца должны прилегать к цилиндру
равномерно по всей окружности и обладать способностью хорошо
прирабатываться. Достигается это конструкцией кольца и специальной
механической его обработкой с высокой точностью.
Прилегающая к цилиндру поверхность компрессионных колец для улучшения
приработки и смазки имеет мелкую винтовую канавку с шагом 0,2 мм и
глубиной 0,03—0,05 мм. С той же целью наружная боковая поверхность
компрессионных колец обрабатывается на конус; больший диаметр конуса при
установке на поршень должен быть направлен вниз. Наилучшие условия для
приработки и смазки достигаются введением проточки (или фаски) на
верхнем кольце около внутренней кромки сверху, и на средних кольцах
около наружной кромки снизу.
Размеры высоты для новых колец и зазоры между кольцами и стенками
канавок поршня (по ширине канавки) приведены в табл. 2.
Таблица 2
Упругость колец при сжатии их в направлении,
перпендикулярном замку до диаметра 101,6 мм, должна быть для
компрессионных колец не менее 5 кг, для маслосъемного 3,7—5,7 кг.
Зазор в замке (разрез поршневого кольца) при установке в цилиндр
диаметром 101,6 мм должен быть для компрессионных колец 0,25—0,45 мм,
для маслосъемного 0,15—0,45 мм.
Поршневые пальцы плавающего типа изготовляются из легированной
стали, с наружной поверхности цементируются и закаливаются. Снаружи
поверхность пальцев полируется, конусность и эллипсность пальцев
допускается не более 0,003 мм. По наружному диаметру (размер 28 мм.)
пальцы сортируются на четыре группы с интервалом 0,0025 мм.
Стопорные кольца поршневых пальцев служат
для ограничения осевых перемещений пальцев, не допуская повреждения
зеркала цилиндров во время работы. Стопорные кольца изготовляются из
специальной стальной проволоки диаметром мм и устанавливаются в канавку
бобышек поршня с зазором по ширине от 1,97 до 0,34 мм.
Шатуны стальные, кованые двутаврового сечения. В верхней головке шатуна
запрессованы две тонкостенные бронзовые втулки; нижняя головка снабжена
тонкостенными, взаимозаменяемыми стале-баббитовыми вкладышами. По всей
длине шатуна (от нижней до верхней головки) просверлен канал, служащий
для подвода смазки к поршневому пальцу.
После запрессовки в верхнюю головку шатуна втулок между их внутренними
торцами должно быть расстояние 3 мм, но не менее 1,5 мм, для прохода
смазки, поступающей от нижней головки шатуна к поршневому пальцу.
Отверстие в верхней головке шатуна, под поршневой палец растачивается
размером мм. .
В пределах указанной точности расточки отверстия шатуны сортируются на
четыре основных группы с интервалом 0,0025 мм.
При сборке двигателя поршневые кольца, поршни по отверстию для пальца и
шатуны по внутреннему диаметру втулок верхней головки подбираются по
одноименным группам согласно табл. 3.
Таблица 3
№ группы
Диаметр поршневого
пальца в мм
Диаметр отверстия
под поршневой палец в поршне в мм
Диаметр отверстия
под поршневой палец в шатуне в мм
I
28—27,9975
27,9950—27,9925
28,0070-28,0045
' II
27,9975-27,9950
27,9925—27,9900
28,0045— 28,0020
III
27,9950—27,9925
27,9900—27,9875
28,0020—27,9995
IV
27,9925-27,9900 ,
27,9875-27,9850
27,9995-27,9970
Таким подбором обеспечиваются натяги между пальцем
и отверстиями в поршне в пределах 0,0025—0,0075 мм и зазоры между
пальцем и втулками верхней головки шатуна в пределах 0,0045—0,0095 мм.
По весу нижней головки шатуны сортируются на три группы с интервалом в
30 г.
Для обеспечения плавности работы двигателя комплекты собранных поршней и
шатунов подбираются в один двигатель из одной весовой группы. Шатуны
одного комплекта (для одного двигателя) маркируются номером цилиндра на
двух половинах нижней головки шатуна — справа, сбоку.