ДВИГАТЕЛЬ ЗИС-124

  Главная      Автомобили - ЗИС     Автобус ЗИС-155. Инструкция по эксплуатации (Степанова Е.А.) - 1952 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

СИЛОВОЙ АГРЕГАТ


ДВИГАТЕЛЬ ЗИС-124 - ЧАСТЬ 1


На автобусе ЗИС-155 устанавливается шестицилиндровый карбюраторный двигатель ЗИС-124 (фиг. 4, 5 и 6), который представляет собой несколько измененный двигатель грузового автомобиля ЗИС-150.

 

 

 

 

Фиг. 4. Двигатель ЗИС-124

 

 

 

Изменения в двигателе вызваны, во-первых, необходимостью получить повышенную мощность и крутящий момент для обеспечения хорошей динамики автобуса, а во-вторых, особенностями размещения двигателя и его работы на автобусе.

 

 

 

 

Фиг. 5. Двигатель ЗИС-124 (вид со стороны трубопровода):
6 — впускной и выпускной трубопроводы; 7 — карбюратор; 8 — воздухоочиститель.

 

 

 

 

 

Фиг. 6. Двигатель ЗИС-124 (вид спереди):
9 — натяжной механизм ремня вентилятора.

 

 

 

 

Фиг. 7. Внешняя характеристика двигателя

 

 

 

Первое условие достигнуто переделкой впускного трубопровода и применением карбюратора МКЗ-К-81 с падающим потоком.

В результате этих изменений двигатель ЗИС-124 при 2800 об/мин развивает мощность 95 л. с. и имеет крутящий момент 31 кем.

Внешняя характеристика двигателя приведена на фиг. 7.

Масляный насос выполнен двухсекционным; вторая верхняя секция насоса осуществляет циркуляцию масла через масляный радиатор; эта секция может включаться в случаях необходимости охлаждения масла при напряженном температурном режиме работы.

Для размещения двигателя в передней части кузова автобуса потребовалось изменить нижний картер. В автобусном двигателе нижний картер имеет увеличенный объем масляной ванны и выштамповку для обхода балки передней оси.

В виду увеличенного
расхода электроэнергии для нужд освещения автобуса устанавливается генератор большей по сравнению с автомобилями ЗИС-150 мощности.

Для получения общего представления о конструкции двигателя, ниже приводится описание основных его деталей.

Блок цилиндров отлит из высококачественного хромоникелевого чугуна. Объединяя в себе шесть расположенных в один ряд цилиндров и верхнюю часть картера, блок цилиндров является основным узлом двигателя, от которого требуется высокая жесткость.

Это требование выполняется, с одной стороны, конструкцией блока, снабженной системой усилительных ребер и опущенной на 70 мм от оси коленчатого вала нижней плоскостью блока (линия разъема нижнего картера), а с другой, — высокими механическими качествами хромоникелевого чугуна.

Водяная рубашка распространяется на всю длину хода поршневых колец в цилиндре и охватывает каждый цилиндр по всей окружности. Толщина стенок рабочих цилиндров выполнена из расчета возможности их ремонтной расточки по мере износа, а в последующем — запрессовки гильз.

 

 

Диаметры цилиндров после последней механической обработки (хонинг-процесса) находятся в пределах 101,560—101,620 мм.

Для наилучшего подбора поршней к цилиндрам по зазору при сборке двигателя цилиндры разбиваются на три группы через каждые 0,02 мм. Каждой группе присвоено буквенное обозначение, которое выбивается около цилиндра на верхней плоскости блока. Овальность и конусность цилиндров не должны быть более 0,025 мм. При наличии овальности и конусности цилиндр относится к той или иной группе по наименьшему диаметру.

Головка блока цилиндров литая из серого чугуна на шесть цилиндров. Между плоскостями блока и головки цилиндров находится асбостальная уплотнительная прокладка.

 

 

 

Фиг. 8. Схема последовательности затяжки гаек крепления головки блока цилиндров

 

 

 

Для хорошего взаимного прилегания плоскостей головки и блока уплотнительную прокладку следует устанавливать гладкой стороной к плоскости блока; затяжку болтов и гаек шпилек крепления производить в два приема, не затягивая сразу полным усилием и придерживаясь определенной последовательности от середины к краям, как показано на фиг. 8. Равномерность затяжки определяется постоянством величины усилия, при котором производится затяжка.

Для обеспечения этого усилия необходимо затяжку производить динамометрическим ключом. Момент затяжки должен быть в пределах 10—12 кгм.

При соблюдении указанной нормы затяжки головки блока не следует производить подтяжку на прогретом двигателе, как это неправильно рекомендовалось для автомобилей старых марок и как до последнего времени практиковалось в эксплуатации.

Поршни литые из алюминиевого сплава, имеют разрезную юбку и кольцевые канавки в бобышках для стопорных колец поршневых пальцев.

В верхнем поясе поршня проточены канавки для поршневых колец: три узких для компрессионных колец и одна широкая для маслосъемного кольца. Расположение стыков и установка поршневых колец в поршне показана на фиг. 9.

 

 

 

Поршни в цилиндры устанавливаются так, чтобы разрезная сторона юбки была направлена в противоположную сторону от клапанной коробки. Для исключения ошибок при сборке на днищах поршней нанесены стрелки с надписью «Вперед». Стрелка должна быть направлена в сторону первого цилиндра К Диаметр шлифованной части юбки поршня равен 101,48 + 0,06 мм. В пределах допуска на изготовление поршни разбиваются, так же как и цилиндры, на три группы с интервалом в 0,02 мм. Каждой группе присвоено буквенное обозначение, которое проставляется на днище поршня. Каждый поршень, отнесенный к одной из групп, собирается с цилиндром только одноименной группы, согласно табл. 1.

Таблице 1

 

[ Обозначение группы поршней и цилиндров

Диаметр цилиндра в мм

Диаметр поршня в мм

А

101, 560-101, 580

101, 480-101, 500

Б

101, 580-101, 600

101, 500—101, 520

В

101, 600—101, 620

101, 520-101, 540

 

 

 

При таком подборе деталей зазор между цилиндром и юбкой поршня может колебаться в пределах 0,06—0,10 мм.

Юбка поршня шлифуется на конус 0,01—0,03 мм, причем больший диаметр должна иметь нижняя часть юбки. Овальность юбки поршня допускается до 0,15 мм при малой оси овала, расположенной вдоль оси поршневого пальца.

Ось отверстия под поршневой палец должна быть перпендикулярна оси поршня. Отклонение допускается в пределах 0,05 мм на длине 100 мм.

Кроме того, комплект поршней для одного двигателя подбирается по весу. Разница поршней в весе должна быть не более 8 г. Вес поршня проставляется на его днище.

Такой строгий подбор поршней по весу необходим для того, чтобы во время работы двигатель обладал наибольшей плавностью хода (был бы хорошо уравновешен).
 

 

 

 

Фиг. 9. Схема расположения стыков поршневых колец:
I, II, III — стыки компрессионных колец; IV — стык маслосъемного кольца.

 

 

 

 

Кольцевые канавки для компрессионных колец должны иметь ширину 3,035—3,060 мм, для маслосъемного кольца 4,790—4,815 мм.

Отверстия под поршневой палец выполняются с очень высокой точностью (диаметр отверстия 27,9950—27,9850 мм). По диаметрам отверстий под палец поршни подразделяются на четыре группы с интервалом по размерам в 0,0025 мм.

При сборке двигателя на заводе каждый поршень маркируется на днище порядковым номером цилиндра.
 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..