Электропривод автобуса состоит из следующих машин и аппаратов (фиг. 49):
силового генератора, тягового электродвигателя, переключателя хода,
вибрационных реле тока и напряжения, дополнительных сопротивлений,
включаемых в цепь возбуждения генератора, предохранителей и включателей
— цепи подпитки и силовых сопротивлений (последний включатель
используется только при установке дизеля).
Работа системы происходит следующим образом: после того как двигатель
пущен и работает на холостых оборотах, рукоятку управления переключателя
хода нужно перевести в какое-либо рабочее положение (пуск двигателя
можно производить только при установке рукоятки в нейтральное положение,
см. блокировку стартера) и, нажимая на педаль акселератора, увеличивать
обороты двигателя.
Как только двигатель с генератором начнут вращаться, в цепи возбуждения
генератора появится слабый ток, вызванный остаточным магнетизмом. После
замыкания силовой цепи, т. е. при установке переключателя хода в рабочее
положение, этот ток вызовет появление очень небольшого тока и в силовой
цепи, но напряжение генератора при этом будет мало, так как число
оборотов недостаточно для самовозбуждения. Несмотря на то, что при этом
тяговый электродвигатель находится в неподвижном состоянии и генератор
замкнут только на незначительное омическое сопротивление его обмоток,
ток невелик, и момент, развиваемый якорем электродвигателя, не может
преодолеть сопротивление движению автобуса. Электродвигатель остается
неподвижным.
При нажатии на педаль акселератора, во-первых, возрастает число оборотов
дизеля, во-вторых, в обмотку возбуждения генератора начинает поступать
ток от батареи, так как замыкается включатель подпитки. Поэтому
напряжение генератора (и, следовательно, тяговое усилие
электродвигателя) быстро увеличивается.
Когда сила тока в силовой цепи достигнет величины (550—600 а),
необходимой для пуска электродвигателя, — автобус трогается с места и
начинается его разгон.