Клапан управления тормозной системой прицепа с
однопроводным приводом модернизированного ЗИЛ-130
(рис. 105) предназначен для выпуска воздуха из соединительной линии
тормозной системы прицепа, а также для ограничения давления сжатого
воздуха, поступающего в тормозную систему прицепа, до заданного значения
для предотвращения самозатормаживания прицепа при колебаниях давления
сжатого воздуха в пневматическом приводе автомобиля-тягача.
Сжатый воздух от воздушных баллонов через одинарный защитный клапан
подводится к выводу I, откуда через канал Б проходит в полость над
ступенчатым поршнем 25. В отторможенном состоянии пружина 18,
воздействуя на тарелку 19, удерживает мембрану вместе с толкателем 15 в
нижнем положении. При этом выпускной клапан 11 закрыт, а впускной клапан
8 открыт, и сжатый воздух проходит из вывода I к выводу II, а оттуда в
соединительную линию прицепа. При достижении определенного давления в
выводе II, устанавливаемого с помощью регулировочного винта 2, поршень
9, преодолевая усилие пружины 4, опускается. Клапан 8 садится на седло в
поршне и разобщает выводы I и II.
При торможении сжатый воздух подается к выводу IV от клапана управления
двухпроводной тормозной системой, заполняет подмембранную полость,
преодолевая усилие пружины 18, поднимает мембрану 21 вместе е толкателем
15 и открывает выпускной клапан 11. При этом воздух из соединительной
линии прицепа через вывод II, полый толкатель 15 и вывод III в крышке 20
выходит в атмосферу. Воздух выходит до тех пор, пока давление в полости
под мембраной и давление в полости под ступенчатым поршнем 25,
создаваемое через канал А, не уравновесятся давлением в полости под
ступенчатым поршнем 25, создаваемым через канал Б. При дальнейшем
уменьшении давления в выводе II и канале А ступенчатый поршень 25
опускается и перемещает вниз толкатель 15, который садится своим седлом
на выпускной клапан 11. Отверстие в толкателе перекрывается, и выпуск
воздуха из вывода II прекращается. Таким образом осуществляется следящее
действие, и торможение прицепа происходит с эффективностью,
пропорциональной величине подведенного к выводу IV управляющего
давления.
Дальнейшее повышение давления в выводе IV приводит
к большему выпуску сжатого воздуха из вывода II и тем самым к более
полному торможению прицепа.
При оттормаживании, т. е. при уменьшении давления в выводе IV и
подмембранной полости, мембрана 21 под действием пружины 18 возвращается
в исходное положение. Вместе с мембраной опускается толкатель 15. При
этом отверстие в толкателе закрывается выпускным клапаном 11, а впускной
клапан б отрывается от седла в поршней, и сжатый воздух из вывода I
поступает в вывод II.
Рис. 105. клапан управления тормозной системой
прицепа с однопроводным приводом:
1 — контргайка; 2 — регулировочный винт; 3 и 19 — тарелки; 4 и 18 —
пружины; 5 — нижняя крышка; 6, 13 и 24 уплотнительные кольца; 7 и 16 -
упорные кольца; 8 — впускной клапан; 9 нижний поршень; 10 — коническая
пружина; 11 — выпускной клапан; 12 — седло выпускного клапана; 14 и 22-
кольцевые пружины; 15 — толкатель; 17 — защитный колпачок; 20 верхняя
крышка; 21 — мембрана; 23 — опора; 25 — ступенчатый поршень; 26 — корпус