Клапан управления тормозной системой прицепа с
двупроводным приводом модернизированного ЗИЛ-130
(рис. 104) предназначен для подачи воздуха в управляющую линию тормозной
системы прицепа, а также для включения клапана управления однопроводной
тормозной системой прицепа.
Вывод I клапана соединен с секцией тормозного крана, управляющей
тормозными механизмами колес переднего моста, вывод II — с ручным
тормозным краном, вывод III —с секцией тормозного крана, управляющей
тормозными механизмами колес заднего моста, вывод IV —с управляющей
линией прицепа и клапаном управления однопроводной тормозной системой
прицепа, вывод V — через одинарный защитный клапан с воздушными
баллонами. Выход воздуха в атмосферу происходит через вывод VI.
При движении автомобиля сжатый воздух постоянно подается к выводам II и
V и воздействует сверху на мембрану 1 и снизу на средний поршень 17,
удерживая поршень 20 в нижнем положении. При этом вывод VI, т. е.
управляющая линия прицепа, соединяется с атмосферным выводом VI через
открытое центральное отверстие в корпусе клапана 15 и нижнем поршне 20.
При подводе сжатого воздуха к выводу III от секции тормозного крана
верхние поршни 7 и 8 одновременно перемещаются вниз. Малый
верхний поршень 8 садится своим седлом на клапан
15, перекрывая атмосферный вывод в нижнем поршне и отрывая клапан 15 от
среднего поршня 17. Сжатый воздух из вывода V, соединенного с воздушными
баллонами, поступает к выводу IV и далее в управляющую линию прицепа до
тех пор, пока давление в полости под поршнями 7 и 8 не станет равным
давлению сжатого воздуха, подведенного к выводу III. После этого клапан
15 под действием пружины 16 перекрывает доступ сжатого воздуха из вывода
V к выводу IV. Таким образом осуществляется следящее действие клапана
управления.
После прекращения подачи сжатого воздуха к выводу III от секции
тормозного крана при оттормаживании сжатый воздух из вывода III выходит
в атмосферу через тормозной кран. Большой верхний поршень 7 под
действием конической пружины 13 и сжатого воздуха в выводе IV
перемещается вверх вместе с малым верхним поршнем 8. Седло малого
верхнего поршня отрывается от клапана 15, сообщая вывод IV е атмосферным
выводом VI через полый нижний поршень 20.
При подводе сжатого воздуха к выводу I от другой секции тормозного крана
он поступает под мембрану 1 и перемещает нижний поршень 20 вместе со
средним поршнем 17 и клапаном 15 вверх. Клапан доходит до седла в малом
верхнем поршне 8, перекрывает атмосферный вывод и отрывается от седла
среднего поршня 17. Воздух поступает
из вывода V, соединенного с воздушными баллонами, к
выводу IV и далее в управляющую линию прицепа до тех пор, пока его
воздействие на средний поршень 17 сверху не уравновесится давлением на
мембрану снизу. После этого клапан 15 перекрывает доступ сжатого воздуха
из вывода V к выводу IV. Таким образом, осуществляется следящее
действие.
При выпуске сжатого воздуха из вывода I в атмосферу через тормозной кран
давление под мембраной 1 уменьшается, и нижний поршень 20 вместе со
средним поршнем 17 перемещается вниз. Клапан 15 отрывается от седла в
верхнем поршне 8, сообщая вывод IV с атмосферным выводом VI через полый
нижний поршень.
При одновременном подводе сжатого воздуха к выводам III и I происходит
одновременное перемещение большого 7 и малого 8 верхних поршней вниз, а
нижнего поршня 20 со средним поршнем 17 — вверх. Заполнение управляющей
линии прицепа через вывод IV и оттормаживание происходят так же, как
описано выше.
При включении стояночной тормозной системы снижается давление в выводе
II и над мембраной 1. Под действием сжатого воздуха из вывода V средний
поршень 17 вместе с нижним поршнем 20 перемещаются вверх. Заполнение
управляющей линии прицепа через вывод IV и оттормаживание происходят так
же, как и при подводе сжатого воздуха к выводу I. Следящее действие
осуществляется в этом случае взаимодействием давления сжатого воздуха на
средний поршень 17 снизу и мембрану I сверху.
При подводе воздуха к выводу III или при подводе воздуха одновременно к
выводам III и I давление в выводе IV, соединенном о управляющей линией
прицепа, превышает давление в выводе III, чем обеспечивается опережающее
действие тормозной системы прицепа. Регулировка опережающего давления
производится винтом 10.
Рис. 104. Клапан управления тормозной системой
прицепа с двухпроводным приводом:
1 — мембрана; 2 — средний корпус; 3, 4, 6, 12,
18 и 23 — уплотнительные кольца; 5 — верхний корпус; 7 — большой верхний
поршень 8 — малый верхний поршень; 9 — тарелка пружины; 10 —
регулировочный винт; 11 и 16 — пружины; 13 — коническая пружина; 14 и 19
— опорные кольца; 15 — клапан; 17 — средний поршень; 20 — нижний
поршень; 21 — нижний корпус; 22 — корпус атмосферного
вывода; 24 — гайка; 25 — шайба