Приборы управления
пневматическим тормозным приводом прицепа (полуприцепа) на дизельных
автомобилях ЗИЛ-133
Клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом
дизельных автомобилей ЗИЛ-133
Предназначен для приведения в действие однопроводного привода тормозов
прицепа при работе тормозных систем тягача, а также для ограничения
давления сжатого воздуха в пневматическом приводе прицепа с
целью предотвращения самопритормаживания последнего
при колебаниях давления в пневматическом приводе автомобиля-тягача.
Сжатый воздух от воздушного баллона автомобиля-тягача подводится к
выводу IV (рис. 11.28) и по вертикальному каналу проходит в полость над
ступенчатым поршнем 3, который ступенью меньшего диаметра установлен в
неподвижной обойме 2. В расторможенном состоянии уравновешивающая
пружина 5 удерживает диафрагму 6 вместе со штоком 7 в нижнем положении.
При этом выпускной клапан 8 закрыт, а впускной клапан 9 открыт; сжатый
воздух проходит из вывода IV к выводу I и далее в соединительную
магистраль прицепа. При достижении на выводе I давления 4,8—5,3 кгс/см2,
устанавливаемого с помощью регулировочного винта 11, поршень 12
преодолевает усилие пружины 10 и опускается, вследствие чего впускной
клапан 9 садится на седло в поршне 12. Таким образом, в расторможенном
положении в магистрали прицепа автоматически поддерживается определенное
давление, меньшее, чем давление в пневматическом приводе тягача.
При торможении тягача сжатый воздух подается к выводу III и заполняет
рабочую камеру 4. Преодолевая усилие пружины 5, диафрагма поднимается
вверх вместе со штоком 7. При этом сначала закрывается впускной клапан
9, а затем открывается выпускной клапан 8, и воздух из магистрали
управления тормозами прицепа через вывод I, полый шток
7 и вывод II в крышке выходит в атмосферу. Воздух из вывода I выходит до
тех пор, пока давление в камере
4 под диафрагмой и в следящей камере 1 под ступенчатым поршнем 3 не
уравновесится с давлением в полости над ступенчатым поршнем. При
дальнейшем снижении давления на выводе I поршень 3 опускается и
перемещает вниз шток 7, который закрывает клапан 8, вследствие чего
выпуск воздуха из вывода II прекращается. Таким образом осуществляется
следящее действие, т. е. тормо-жение прицепа происходит с
эффективностью, пропорциональной величине подведенного к выводу III
давления сжатого воздуха.
Дальнейшее повышение давления на выводе III приводит к полному выпуску
сжатого воздуха из вывода I и тем самым к максимально эффективному
торможению прицепа.
При растормаживании тягача, т. е. при падении давления на выводе III и в
камере 4 под диафрагмой, последняя под действием пружины 5 возвращается
в исходное нижнее положение. Вместе с диафрагмой опускается шток 7. При
этом закрывается выпускной клапан 8 и открывается впускной клапан 9.
Сжатый воздух из вывода IV поступает в вывод I и далее в соединительную
магистраль прицепа, вследствие чего последний растормаживается.
Рис. 11.28. Клапан управления тормозами прицепа с
однопроводным приводом