Приборы тормозного привода дизельных
автомобилей ЗИЛ-133
Тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором дизельных автомобилей
ЗИЛ-133
Предназначена для приведения в действие колесных тормозов задней тележки
автомобиля при включении рабочей, запасной и стояночной тормозных систем
(рис. 11.21). Пружинные энергоаккумуляторы вместе с тормозными камерами
устанавливаются на кронштейны задней тележки и крепятся, как и обычные
камеры, двумя гайками на болтах, установленных в корпусе камеры.
При движении автомобиля сжатый воздух из воздушного баллона через ручной
кран и вывод II во фланце 10 камеры постоянно подводится в поршневое
пространство пружинного энергоаккумулятора. В цилиндре
энергоаккумулятора поршень 4 с толкателем 3 и подпятником 2 находится в
верхнем положении, силовая пружина 5 полностью сжата.
При торможении рабочей тормозной системой сжатый воздух от тормозного
крана подается через вывод I в полость над диафрагмой 11, которая,
прогибаясь, воздействует на опорный диск 12. Последний перемещает шток
13 и поворачивает связанный с ним регулировочный рычаг колесного
тормоза. Таким образом, торможение задних колес происходит так же, как и
передних с обычной тормозной камерой.
При включении запасной или стояночной тормозной системы, т. е. при
выпуске воздуха с помощью ручного крана через вывод II из-под поршня 4,
пружина 5 разжимается и поршень перемещается вниз. Подпятник
2 через диафрагму воздействует на шток 13, который, перемещаясь,
поворачивает связанный с ним регулировочный рычаг тормоза. Происходит
затормаживание автомобиля.
При растормаживании сжатый воздух поступает через вывод II под поршень
4. Поршень вместе с толкателем 3 и подпятником 2, перемещаясь вверх,
сжимает пружину 5 и дает возможность штоку тормозной камеры под
действием возвратной пружины 14 вернуться в исходное положение. При этом
воздух из пространства над поршнем 4 выходит в атмосферу через дренажную
трубку 8 и отверстия в корпусе камеры 1.
При чрезмерно большом зазоре между колодками и барабаном тормозного
механизма, т. е. при чрезмерно большом ходе штока 13 тормозной камеры,
диск 12 камеры может упереться в выштамповки корпуса 1 и торможения не
произойдет. В этом случае следует включить ручной тормозной кран и
выпустить воздух из-под поршня 4 пружинного энергоаккумулятора.
Подпятник 2 под действием силовой пружины 5 продавит середину диафрагмы
и продвинет шток 13 на имеющийся дополнительный ход, обеспечив
затормаживание автомобиля.
При нарушении гермегичности и снижении давления в приводе запасной
(стояночной) тормозной системы воздух из-под поршня 4 через вывод
II выйдет в атмосферу через поврежденную часть привода и произойдет
автоматическое затормаживание автомобиля пружинными энергоаккумуляторами.
При необходимости дальнейшего движения автомобиля используется привод
аварийного растормаживания, который растормаживает энергоаккумуляторы
путем подвода сжатого воздуха в вывод II Если этот привод не
срабатывает, необходимо вывернуть винт 6 механизма аварийного
растормаживания. При этом винт, вращаясь в упорной гайке 7, перемещается
вверх и через упорный подшипник 9 воздействует на поршень 4. Поршень
вместе с толкателем 3 перемещается в крайнее верхнее положение и сжимает
пружину 5.
Рис. 11.21. Тормозная камера с пружинным
энергоаккумулятором