Приборы управления
пневматическим тормозным приводом прицепа (полуприцепа) на дизельных
автомобилях ЗИЛ-133
Клапан управления тормозами прицепа с
двухпроводным приводом дизельных автомобилей ЗИЛ-133
Предназначен для приведения в действие
привода тормозов прицепа при включении любого из контуров рабочей
тормозной системы тягача, а также при включении пружинных
энергоаккумуляторов привода запасной и стояночной тормозных систем
тягача.
В расторможенном состоянии к выводам II и V клапана (рис. 11.27)
постоянно подается сжатый воздух, который, воздействуя на диафрагму
11 сверху и на нижний поршень 10 снизу, удерживает шток 12 в нижнем
положении. При этом вывод IV соединяет магистраль управления тормозами
прицепа с атмосферным выводом VI через открытое выпускное седло 9
клапана 2, центральные отверстия клапана и штока 12.
При подаче сжатого воздуха к вы. воду III (от верхней секции тормоз.
ного крана) верхние поршни 4 и 7 перемещаются вниз.
Следящий поршень 7 сначала садится седлом 9 на клапан, перекрывая
атмосферный вывод VI, а затем открывает впускное седло 3 в нижнем поршне
10. Сжатый воздух от вывода V, связанного с воздушным баллоном,
поступает к выводу IV и далее в магистраль управления тормозами прицепа.
Подача сжатого воздуха к выводу IV продолжается до тех пор, пока его
воздействие снизу на поршни 4 и 7 не уравновесится суммарным усилием
пружины 6 и давления сжатого воздуха, подведенного к выводу III.
После этого клапан 2 под действием своей пружины 1 перекрывает доступ
сжатого воздуха из вывода V к выводу IV. Таким образом осуществляется
следящее действие. При уменьшении давления сжатого воздуха на выводе III
от тормозного крана, т. е. при растормаживании, ступенчатый поршень 4
под действием пружины 8 и давления сжатого воздуха снизу (в выводе IV)
перемещается вверх вместе со следящим поршнем 7. Седло 9 отрывается от
клапана 2 и сообщает вывод IV с атмосферным выводом VI через отверстия
клапана 2 и штока 12.
При подводе сжатого воздуха к выводу I (от нижней секции тормозного
крана) он поступает под диафрагму и перемещает вверх шток 12 вместе с
нижним поршнем 10 и клапаном 2. Последний доходит до выпускного седла 9
в следящем поршне 7, перекрывает атмосферный вывод, а при дальнейшем
движении поршня 10 открывается впускное седло 3. Воздух поступает из
вывода V, соединенного с воздушным баллоном, к выводу IV и далее в
магистраль управления тормозами прицепа до тех пор, пока его воздействие
на нижний поршень 10 сверху не уравняется с давлением на диафрагму 11
снизу. После этого клапан 2 перекрывает доступ сжатого воздуха из вывода
V к выводу IV. Таким образом осуществляется следящее действие при таком
варианте работы прибора. При падении давле-ния сжатого воздуха на выводе
I и под диафрагмой нижний поршень 10 вместе со штоком 12 перемещается
вниз. При этом открывается выпускное седло 9 в следящем поршне 7 и
сообщает вывод IV с атмосферным выводом VI через отверстия в клапане 2 и
штоке 12.
При одновременном подводе воздуха к выводам I и III происходит
одновременное перемещение ступенчатого и следящего поршней вниз, а штока
с нижним поршнем 10 — вверх. Заполнение магистрали управления тормозами
прицепа через вывод IV и выпуск из нее сжатого воздуха происходит так
же, как описано выше.
При выпуске сжатого воздуха из вывода II (при торможении запасной или
стояночной тормозными системами тягача) давление над диафра мой И
падает. Под действием сжатого воздуха снизу нижний поршень
10 вместе со штоком перемещается вверх. Заполнение магистрали управления
тормозами прицепа через вывод IV и растормаживание проходит так же, как
и при подводе сжатого воздуха к выводу I. Следящее действие в этом
случае достигается уравновешиванием давления сжатого воздуха снизу на
нижний поршень
10 и суммы давлений сверху на нижний поршень и
диафрагму 11.
При подводе сжатого воздуха к выводу III (или при одновременном подводе
воздуха к выводам III и I) давление в выводе IV, соединенном с
магистралью управления тормозами прицепа, превышает давление,
подведенное к выводу III. Этим обеспечивается опережающее действие
тормозов прицепа. Максимальное превышение давления на выводе IV
составляет 1,0 кгс/см2, минимальное— около 0,2 кгс/см2. Регулируется
указанное превышение винтом 5: при завертывании винта оно увеличивается,
при вывертывании — уменьшается.
Рис. 11.27. Клапан управления тормозами прицепа с
двухпроводным приводом