Техническое обслуживание
двигателя автомобиля ЗИЛ-133Г2
Обслуживание кривошипно-шатунного механизма
двигателя автомобиля ЗИЛ-133Г2
Состоит в периодической подтяжке резьбовых соединений, а так же в
систематической проверке состояния цилиндропоршневой группы и
подшипников коленчатого вала с целью своевременного выявления
неисправностей. Дымление двигателя при исправно работающей системе
вентиляции картера и повышенный расход масла свидетельствуют об износе
гильз, поршневых колец, кольцевых канавок в поршнях или направляющих
втулок.
Появление стуков в двигателе свидетельствует о наличии повышенных
износов поршней, клапанов (при нормальном зазоре в клапанном механизме),
толкателей, шатунных и коренных подшипников. Стуки и даже полная
остановка двигателя при выключении сцепления свидетельствуют об износе
упорных шайб коленчатого вала. Нельзя смешивать эти стуки со
значительными детонационными стуками, появляющимися в двигателе при
неправильной установке угла опережения зажигания.
Существует несколько способов оценки технического состояния
цилиндропоршневой группы: по цвету отработавших газов, по дымлению из
фильтра вентиляции картера, по шумам и стукам в механизмах, по
приемистости автомобиля и др. Внешний осмотр двигателя и прослушивание
его на разных частотах вращения следует производить при всех видах
технического обслуживания. Прослушиванием с помощью стетоскопа можно
выявить и определить недопустимые стуки в подшипниках коленчатого и
распределительного валов, в механизме газораспределения. По падению
давления в системе смазки можно косвенно дать оценку износов подшипников
(см. раздел «Система смазки»).
Наиболее ответственной операцией технического обслуживания
кривошипно-шатунного механизма является подтяжка болтов крепления
головок блока. Эти болты необходимо затягивать динамометрическим ключом.
Затяжка производится в определенной последовательности (рис. 4.7) на
холодном двигателе моментом 9—11 кгс • м, причем при температуре
двигателя ниже — 5° С момент затяжки болтов должен быть ближе к нижнему
пределу, т. е. к 9 кг • м, а при температуре 20—25° С ближе к верхнему
пределу — 11 кгс • м. Эту операцию целесообразно проводить в 2 этапа;
сначала подтянуть все болты с моментом 3—4 кгс • м, а затем окончательно
с максимальным рекомендуемым моментом. Подтяжка болтов на горячем
двигателе может оказаться недостаточной, поскольку при остывании
алюминиевая головка уменьшает свои линейные размеры в большей мере, чем
стальные болты. В результате прокладка может быть разрушена при пуске
холодного двигателя.
При подтяжке болтов крепления головки блока обычно нарушается нормальный
зазор в клапанном механизме, поэтому после подтяжки болтов следует
проверить и при необходимости отрегулировать зазор между клапаном и
коромыслом. Срок службы двигателя, его надежность и экономичность в
большой мере зависят от приработки деталей в начальный период
эксплуатации. Для новых автомобилей период начальной обкатки установлен
в объеме 1000 км. Перед началом эксплуатации нового автомобиля
необходимо подтянуть болты крепления головки блока, а также другие
резьбовые соединения двигателя. Моменты затяжки (в кгс • м) основных
резьбовых соединений бензинового двигателя:
Болты крепления корпуса привода распределителя зажигания к блоку . . . .
2,4—3,6
Гайки шпилек крепления нижней и верхней половины корпуса термостата
4,0—6,6
При увеличенном расходе масла и ощутимом уменьшении мощности двигателя
необходимо проверить техническое состояние цилиндропоршневой группы,
замерив компрессию (давление сжатия) в каждом цилиндре двигателя с
помощью компрессометра. Замеры производятся на прогретом до рабочей
температуры двигателе. Компрессия в цилиндрах должна быть в пределах
7,5—8,5 кгс/см2. В процессе эксплуатации допускается снижение компрессии
в цилиндрах до
6,3 кгс/см2. Разница между показаниями
компрессометра в отдельных цилиндрах не должна превышать 0,7—1,0
кгс'см2.
При разнице давления более 0,7— 1,0 кгс/см2 в цилиндр с пониженной
компрессией следует залить 20— 25 см3 свежего чистого масла,
применяемого для двигателя, и вторично проверить компрессию.
Увеличение показаний компрессометра указывает на наличие утечек воздуха
через поршневые кольца. Если компрессия после заливки масла в цилиндр
осталась такой же, как и при замере без масла, то это указывает на
неплотное прилегание клапанов к седлам или на их прогорание.
Рис. 4.7. Порядок затяжки болтов крепления головки
блока цилиндров и регулировка привода клапанов:
а — порядок затяжки; 6 — регулировка клапанных зазоров; в —
последовательность регулировки зазоров