ДВИГАТЕЛЬ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-133Г2

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Автомобили семейства ЗИЛ-133 (-133Г1, -133Г2, -133ГЯ и -133ВЯ) (Митрофанов В.П.) - 1983 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

 

ДВИГАТЕЛЬ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-133Г2


Особенности конструкции



Поперечный и продольный разрезы двигателя показаны на рис. 4.2 и 4.3.

Кривошипно-шатунный механизм.

Блок цилиндров двигателя чугунный с легкосъемными вставными мокрыми гильзами. Порядок расположения цилиндров показан на рис. 4.7.

Гильзы цилиндров отлиты из серого чугуна. Для повышения износостойкости гильзы имеют в верхней части запрессованные вставки из антикоррозионного чугуна Гильзы и поршни сортируются по диаметру на 6 групп. Размеры гильз и поршней приведены в табл. 4.1. Условное обозначение группы нанесено химическим способом на днище поршня и на верхнем опорном фланце гильзы.

Головки блока цилиндров изготовлены из алюминиевого сплава. В головках имеются вставные седла и направляющие втулки впускных и выпускных клапанов. Между блоком и головками установлены прокладки из асбостального полотна.

Поддон картера — стальной штампованный, образует нижнюю часть картера двигателя. Разъем поддона с блоком уплотнен паронитовой прокладкой.

Впускной трубопровод двигателя одновременно закрывает верхнюю часть внутреннего пространства блока. Для герметизации стыка применяются резиновые прокладки.

Поршни 11 (рис. 4.4) выполнены из алюминиевого сплава и покрыты для лучшей приработки оловом. Поршень имеет три чугунных компрессионных 13 и 14 и одно составное стальное маслосъемное кольцо. Поршневой палец 19 от осевых перемещений в бобышках поршня удерживается стопорными кольцами 18. В головку поршня залита чугунная вставка для верхнего наиболее нагруженного кольца.
 

На днище поршня нанесена метка, позволяющая правильно собирать поршни с шатунами и устанавливать их в блок цилиндров. В двигателе могут комплектно применяться и поршни прежней конструкции без чугунной вставки под верхнее поршневое кольцо. Масса поршня с вставкой равна (902±2) г. без вставки (835±2) г.

Поршни сортируют в зависимости от размера отверстия под поршневой палец на 4 группы (табл. 4.2). Размерную группу обозначают краской на поверхности одной из бобышек поршня.

Шатуны двигателя стальные, кованые. На стержне шатуна выштампована метка 9, необходимая для обеспечения правильной сборки. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка 24. Для подачи масла к поршневому пальцу в верхней головке шатуна имеется ступенчатое от-
верстие. Нижняя головка шатуна разъемная. В верхней части нижней головки шатуна имеется отверстие небольшого диаметра для пульсирующей подачи масла на стенки гильзы цилиндра при совмещении указанного отверстия с каналами на шатунной шейке коленчатого вала. Отверстие под вкладыши в нижней головке шатуна обрабатывают совместно с крышкой 71. поэтому крышки шатунов не взаимозаменяемы и при разборке, контроле и сборке шатунов детали следует сохранять в комплекте.

Крышки шатунов центрируются по шлифованным поверхностям шатунных болтов 70. Гайки 69 шатунных болтов не имеют шплинтовки и удерживаются от самоотво-рачивания за счет высокой точности изготовления резьбы и упругости соединяемых деталей. В нижней головке устанавлива-ются тонкостенные сталеалюминиевые вкладыши из биметаллической ленты. Верхние шатунные вкладыши взаимозаменяемы с нижними.

Кроме номинального, предусмотрено 6 ремонтных размеров вкладышей коленчатого вала для использования при пере-шлифовке шатунных и коренных шеек. Размеры шеек, вкладышей и массы балансировочных грузов приведены в табл. 4.3. При этом приведенные данные по массам справедливы только в случае применения поршней без нирезистовой вставки под 1-м компрессионным кольцом.

 

 

 

Таблица 4.1

 

 

 

Вкладыши фиксируются от проворачивания с помощью усиков, под которые выфрезерованы соответствующие пазы в шатуне и крышке,

Коленчатый вал двигателя стальной, пятиопорный, с каналами для прохождения смазки. Во всех шатунных шейках имеются полости (грязеуловители) для дополнительной очистки масла под действием центробежных сил при вращении коленчатого вала.

Вкладыши коренных подшипников для первых четырех шеек коленчатого вала взаимозаменяемы. Вкладыши 5-й коренной

шейки имеют большую ширину. Верхняя и нижняя половины коренных вкладышей взаимозаменяемы. У изношенного двигателя предельный диаметральный зазор в коренных подшипниках 0,18 мм, а в шатунных 0,13 мм. При износе подшипников необходимо одновременно заменять обе половины шатунных и коренных вкладышей независимо от состояния поверхности каждой их половины.

Перемещение коленчатого вала в осевом направлении, вызываемое работой косозубых шестерен привода распределительного вала и появлением осевого усилия при выключении сцепления, ограничивается упорными сталеалюминиевыми разрезными шайбами 80 и 81, устанавливаемыми обе стороны 1-го коренного подшипника. Осевой люфт в упорном подшипнике составляет 0,075—0,245 мм. Уплотнение переднего конца коленчатого вала осуществляется резиновой самоподжимной манжетой, запрессованной в гнездо крышки распределительных шестерен и работающей по шлифованной поверхности ступицы шкива. Заднее уплотнение коленчатого вала состоит из двух отрезков 63 асбестового шнура, закладываемых в канавки в блоке цилиндров и в крышке 5-го коренного подшипника. От проворачивания сальник удерживается с помощью заостренного штифта, запрессованного в канавку на блоке. Крышка коренного подшипника уплотняется формованными резиновыми про-кладками 64 и деревянными уплотнителями 62. Для повышения надежности уплотнения коленчатый вал имеет маслоотгонную спиральную канавку и маслосбрасывающий гребень, а во вкладыше имеется соответствующая дренажная канавка с отверстием для слива масла.

Коленчатый вал сбалансирован динамически с остаточным дисбалансом не более 30 гс*см путем высверливания отверстий в противовесах. При балансировке коленчатого вала на каждую шатунную шейку устанавливается разъемный
груз, который заменяет отсутствующие при балансировке шатуны и поршни двигателя (см. табл. 4.3). Коленчатый вал также балансируется в сборе с маховиком и сцеплением. Балансировка достигается высверливанием отверстий на наружной цилиндрической поверхности маховика и приливах на шкиве коленчатого вала (допустимый дисбаланс 30 гс • см).

Маховик двигателя — чугунный, со стальным зубчатым венцом для пуска двигателя от стартера. Прикреплен к фланцу заднего конца коленчатого вала шестью

болтами 59. Для установки маховика в строго определенном положении одно из отверстий крепления маховика смещено на 2°, поэтому при снятии маховика нужно пометить его положение на коленчатом валу (для облегчения последующей сборки).

 

 

 

 

 

Рис. 4.2. Поперечный разрез двигателя:

 

 

 

 

 

 

Рис. 4.3. Продольный разрез двигателя:
1— шкив коленчатого вала: храповик; 3—блок цилиндров: 4 - указатель установки зажигания; 5 датчик ограничителя максимальной частоты вращения. 6 — валик привода датчика ограничителя: 7 — поджимная пружина валика; 8 — распорное кольцо: 9 - упорный фланец; 10 передняя крышка блока; 11 — водяной насос; 12— шкив водяного насоса: 13 ремень привода генератора: 14 — ремень привода насоса гидроусилителя; 15 — ремень привода компрессора; 16 — пробка. 17 - масленка, 18, 26— рым-проушины; 19—воздушный фильтр вентиляции картера и маслозаливная горловина: 20 -— топливный насос: 21—штанга привода насоса; 20 -топливный насос; 21 штанга привода насоса; 22 — фильтр тонкой очистки топлива. 23 — трубка вентиляции картера: 24 — фильтр очистки масла (полнопоточная центрифуга): 25 - датчик температуры: 27 - распределительный вал: 28 - вкладыш коренного подшипника; 29 — набивка сальника; 30 картер сцепления: 31 — сливная пробка: 32 — перегородка: 33 — коленчатый вал: 34 — крышка коренного подшипника; 35 — упорные шайбы; 36 — шестерни привода распределительного вала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..