Техобслуживание и ремонт системы охлаждения автомобиля ЗИЛ-133

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Автомобили семейства ЗИЛ-133 (-133Г1, -133Г2, -133ГЯ и -133ВЯ) (Митрофанов В.П.) - 1983 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

 

Техобслуживание и ремонт системы охлаждения автомобиля ЗИЛ-133

 



От исправной работы системы охлаждения в значительной степени зависит экономичность, надежность и 62
срок службы двигателя. Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения необходимо: заливать жидкость через воронку с сеткой, используя для этого чистую заправочную посуду;

следить за температурой жидкости, которая должна быть в пределах 80— 98° С;

регулярно проверять уровень жидкости и при необходимости доводить его до нормы (уровень контролировать только на холодном двигателе);

менять охлаждающую жидкость каждый год;

при ремонтных работах заменять смазку в полости подшипников водяного насоса. Легкоплавкие смазки при этом применять нельзя, так как они при работе насоса плавятся и вытекают;

следить за исправностью уплотнения крыльчатки водяного насоса, так как жидкость, просачивающаяся в полость подшипников, выводит их из строя (о неисправности уплотнения свидетельствует течь жидкости из дренажного отверстия).

В случае нарушения температурного режима в системе охлаждения нужно проверить исправность термостатов. Для этого надо снять термостаты, опустить их в сосуд с водой и нагреть ее до 100° С. Проследить за температурой начала и конца закрытия клапанов термостатов. Клапаны исправных термостатов начинают закрываться при температуре 91—95° С и полностью закрываться при температуре 78—82° С.

В теплое время года следует систематически проверять состояние воздушных каналов сердцевины радиатора системы охлаждения и обязательно прочищать их при значительной засоренности. Чистить можно струей сжатого воздуха, направляемой в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны кожуха вентилятора.

В качестве охлаждающей жидкости в двигателе применяется концентрированная низкозамерзающая жидкость Тосол А, разбавленная мягкой и чистой водой в требуемой пропор-ции в зависимости от климатической зоны эксплуатации автомобиля. Так, при температуре окружающего воздуха зимой до — 40° С применяется жидкость Тосол А-40—56%-ный раствор концентрата Тосол А, имеющий плотность (при 20° С) 1,077— 1,085 г/см3. При температуре воздуха до — 65° С используется 65%-ный раствор концентрата — жидкость Тосол А-65, имеющая плотность 1,085—-1,095 г/см3.

Концентрированная жидкость Тосол А, а также ее смесь с водой ядовиты, поэтому при обращении с ней надо соблюдать меры предосторожности.

Система охлаждения заполняется через заливную горловину верхнего бачка радиатора. Заполнять жидкость следует до уровня нижней кромки заливной горловины радиатора. Полное удаление оставшегося в системе воздуха происходит автоматически при работе двигателя (после, открытия термостатов). При этом уровень жидкости в радиаторе несколько понижается. После полного заполнения системы охлаждения двигателя следует открыть кран отопителя, а после заполнения системы отопления долить жидкость в радиатор до необходимого уровня.

Слив жидкости из системы охлаждения происходит через сливные краны нижнего бачка радиатора, котла подогревателя и насосного агрегата подогревателя. Для этого нужно открыть кран отопителя, снять пробку с горловины верхнего бачка радиатора и открыть краны для слива жидкости. Для слива воды при кратковременном использовании ее в системе охлаждения вместо низкозамерзающей жидкости автомобиль следует установить на ровной горизонтальной площадке. После полного слива воды из системы охлаждения следует оставить открытыми сливные, краны.

Категорически запрещаются пуск и кратковременная работа двигателя после слива жидкости для удаления ее остатков из системы.
В процессе эксплуатации необходимо регулярно проверять состояние всех уплотнений и соединений, не допуская утечки жидкости из системы охлаждения. Если во время эксплуатации приходится часто доливать охлаждающую жидкость, необходимо проверить герметичность системы охлаждения.

Проверка герметичности осуществляется путем опрессовки заполненной системы охлаждения с помощью специального приспособления, состоящего из пробки, манометра и штуцера для подсоединения ручного насоса. Приспособление устанавливается на горловине радиатора. Давление внутри системы создается ручным насосом и контролируется по манометру. Давление опрессовки 0,65 кгс/см2.

При обнаружении течи ее устраняют и проводят повторную проверку герметичности. Если давление в системе падает очень медленно, это значит, что выявленная негерметичность устранена.

Использование (кратковременное) мягкой воды в системе охлаждения допускается только в случае крайней необходимости. При заправке системы охлаждения водой (в зимнее время) кран отопителя должен быть закрыт. После заполнения системы водой (до нижней кромки наливной горловины) нужно пустить двигатель и прогреть его при 1500 об/мин до температуры 80° С. Прогрев двигатель, открыть кран отопителя. После заполнения отопителя горячей водой долить воду в радиатор до требуемого уровня.

Во избежание замерзания воды в отопителе запрещается включать вентилятор отопителя при неработающем, а также при недостаточно прогретом двигателе. При минусовой температуре наружного воздуха запрещается оставлять автомобиль с неработающим двигателем на длительное время. Так при температуре воздуха до — 15° С это время не должно превышать 25—30 мин, при более низкой температуре допустимый промежуток времени сокращается. При безга-ражном хранении нельзя заливать в систему холодную воду.

Привод водяного насоса и вентилятора осуществляется клиновидными ремнями. Нормальная работа этих агрегатов зависит от надежной работы приводных ремней, поэтому нужно следить, чтобы на ремни не попадало масло и топливо, контролировать натяжение ремней. Особенно тщательно следует проверять натяжение ремней в первые 50 ч работы двигателя, так как в это время происходит их наибольшая вытяжка. Натяжение ремней должно быть всегда нормальным, так как излишнее или недостаточное натяжение приводит к преждевременному выходу ремней из строя.

Натяжение ремней проверяют нажатием на середину наибольшей ветви с усилием 4 кгс. Нормально натянутые ремни должны прогибаться на 15—22 мм. Если ремни привода водяного насоса прогибаются больше или меньше указанного, необходимо регулировать их натяжение изменением положения оси генератора. Натяжение ремня вентилятора регулируется натяжным роликом. Заменять ремни в случае выхода из строя одного из них следует комплектно. Заменяемые ремни должны быть одной размерной группы по длине. Номер группы обозначен на ремне несмываемой краской.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..