Диагностика системы смазки двигателя
автомобиля ЗИЛ-133
От исправного состояния системы смазки и ее своевременного технического
обслуживания в процессе эксплуатации автомобиля в значительной степени
зависит надежность работы двигателя и его долговечность. Для того чтобы
правильно и быстро определять неисправности и устранять их, нужно знать
признаки и причины их возникновения. Внешними признаками являются
изменение уровня масла в поддоне двигателя, давления, вязкости и цвета
масла. Синий оттенок отработавших газов указывает на сгорание масла в
цилиндрах из-за сильного износа поршневых колец, гильз и т. п.
При понижении давления масла следует проверить уровень масла в поддоне,
его температуру и качество, проверить герметичность и работу масляного
манометра. Для этого нужно подключить к системе смазки контрольный
манометр и сличить его показания с показаниями проверяемого. При
разжижении масла топливом или водой или при недостаточной вязкости масло
следует заменить, а также устранить причину попадания топлива или воды.
Воду в масле можно обнаружить, если слить около 200 см3 масла из поддона
и дать ему отстояться в течение часа. Образовавшийся прозрачный слой на
дне сосуда укажет на наличие воды в масле. Вода попадает в систему
смазки при недостаточном моменте затяжки болтов крепления головок
цилиндров, из-за повреждения уплотнительных колец головок и гильз
цилиндров, а также в результате трещин в головках и блоке цилиндров.
При определении причин понижения давления нужно проверить и при
необходимости заменить фильтрующие элементы масляного фильтра, промыть
сетку маслоприемника масляного насоса и ротор центробежного фильтра.
Проверить клапаны: предохранительный нагнетающей секции масляного
насоса, предохранительный радиаторной секции и дифференциальный системы
смазки. При засорении клапан необходимо вывернуть, промыть в дизельном
топливе не разбирая и установить на место. При усадке или поломке пружин
целесообразно заменить весь клапан в сборе. Следует иметь в виду, что
клапаны отрегулированы на разное давление открытия, поэтому менять их
местами или заменять один клапан другим категорически запрещается.
Если давление в системе смазки по-прежнему остается пониженным,
прочистить масляные каналы, промыть системы смазки и убедиться в
исправности масляного насоса. Если же это не дает результатов, то,
вероятно, появился износ подшипников и шеек коленчатого вала, втулок и
шеек распределительного вала, втулок и осей коромысел толкателей. В этом
случае необходимо заменить или отремонтировать неисправные детали.
При чрезмерно высоком давлении масла нужно проверить вязкость масла и
при повышенной вязкости заменить его. Проверить, нет ли заедания
плунжеров клапанов системы смазки и устранить неисправности. Если в си-
стеме смазки при наличии масла в картере и исправном указателе вообще
отсутствует давление масла, то вероятнее всего произошло повреждение
привода масляного насоса или заклинило плунжер дифференциального клапана
в положении, соответствующем перепуску.
В системе смазки может появиться течь из соединений в результате
ослабления креплений или небрежной сборки, может повыситься температура
масла. Течь устраняется подтяжкой соединений или заменой прокладок, а
повышенная температура масла — очисткой от пыли и грязи масляного
радиатора.