РАБОЧИЕ ТОРМОЗА АВТОМОБИЛЕЙ РАФ-2203-01, РАФ-22031-01, РАФ-22035-01

  Главная      Автомобили - РАФ     Автомобили «ЛАТВИЯ» РАФ-2203-01, РАФ-22031-01, РАФ-22035-01. Руководство по эксплуатации - 1989 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

РАБОЧИЕ ТОРМОЗА АВТОМОБИЛЕЙ РАФ-2203-01, РАФ-22031-01, РАФ-22035-01

Устройство

Рабочиие тормоза состоят из тормозных механизмов, установленных на каждом колесе, и гидравлического привода с отдельными контурами на передние и задние тормоза, обеспечивающими их независимое действие.

Тормозной щит 10 (рис. 51) тормозного механизма переднего колеса установлен на цапфе поворотного кулака. На тормозном щите установлены две колодки 4 и два однопоршневых колесных цилиндра 3, на опорном пальце 9 посажен эксцентрик 8, служащий осью качания колодки. Каждая колодка приводится в действие от отдельного цилиндра.

Тормозной щит тормозного механизма заднего колеса закреплен на фланце кожуха полуоси заднего моста. Тормозной механизм заднего колеса в отличие от переднего тормоза имеет двухпоршневой колесный цилиндр 11 (рис. 52), приводящий в действие обе колодки, и оснащен системой рычагов привода стояночного тормоза.

 

Тормозные барабаны — литые, из серого чугуна.
Барабаны, колодки, внутренние детали колесных цилиндров и регулировочные детали одинаковы для всех четырех колес. Фрикционные накладки колодок переднего тормоза и задней колодки заднего тормоза одинаковы, передняя колодка заднего тормоза имеет более длинную накладку. Фрикционные накладки приклеены к тормозным колодкам специальным клеем.

Тормозные механизмы имеют устройства, автоматически регулирующие зазоры между барабанами и колодками по мере износа тормозных накладок и барабанов. Это устройство представляет собой разрезное пружинное упорное кольцо 5 (рис. 51), вставленное в колесный цилиндр 3 с натягом, вследствие чего для его перемещения вдоль оси цилиндра требуется усилие 490—590 Н (50—60 кгс). Пружинное кольцо соединено с поршнем 6 с помощью замка с буртиком, обеспечивающим осевое перемещение поршня относительно кольца в пределах 1,9—2,06 мм. При неизношенной накладке при торможении колодка передвигается за счет перемещения поршня в пределах его свободного хода в замке упорного кольца. Если фрикционная накладка имеет износ поршень увлекает за собой пружинное кольцо на величину, соответствующую износу тормозной накладки, преодолевая при этом разжимающее усилие самого кольца в цилиндре. При отпускании тормозной педали давление в колесном цилиндре падает и поршень

под действием стяжной пружины 7 возвращается назад на величину возможного перемещения поршня в упорном кольце Усилие стяжной пружины равно 245 Н (25 кгс) и не может сдвинуть кольцо Таким образом, ограничивается возвратный ход поршня, а следовательно, и колодки.

В колесных цилиндрах под защитными колпаками поршней установлены пенополиуретановые кольца, пропитанные касторовым маслом для защиты зеркала цилиндра от коррозии.

Гидравлический привод к колесным тормозным механизмам состоит из педали тормоза, двух главных цилиндров, двух гидрова-куумных усилителей, сигнального устройства и трубопроводов, В контуре трубопроводов привода на задние тормоза установлен регулятор давления. Схема гидравлического привода показана на рис. 53.

 

 

 

Рис. 51 Тормозной механизм переднего колеса
1 — соединительная трубка; 2 — перепускной клапан; 3 — колесный цилиндр; 4 — колодка; 5 — упорное кольцо; 6 — поршень; 7 — стяжная пружина; 8 — эксцентрик; 9 — опорный палец; 10 — тормозной щит;
11 — опорный винт

 

 

 

 

Рис. 52. Тормозной механизм заднего колеса
I — эксцентрики; 2 — опорный палец; 3 — регулировочный эксцентрик привода стояночного тормоза; 4 — перепускной клапан; 5 — маятниковый рычаг привода стояночного тормоза; 6 — передняя колодка; 7 — защитный колпак; 8 — поршень; 9 — упорное кольцо; 10 — стяжная пружина,
II — колесный цилиндр; 12 — разжимной стержень привода стояночного тормоза; 13 — задняя колодка; 14 — приводной рычаг стояночного тормоза

 

 

 

Рис. 53. Схема гидравлического привода тормозных механизмов
1 воздушный фильтр гидровакуумных усилителей; 2 — штуцер для подсоединения к впускной трубе двигателя; 3 — главный тормозной цилиндр передних тормозов; 4 — главный тормозной цилиндр задних тормозов; 5 — сигнальное устройство; 6 — гидровакуумный усилитель задних тормозов; 7 — гидровакуумный усилитель передних тормозов; 8 — регулятор давления.

 

 

 

 

 

Педаль 3 тормоза (рис. 54) подвешена на оси 13. Педаль соединена с толкателями 9 главных цилиндров через уравновешивающее коромысло в. В ступице педали и в проушинах коромысла и толкателей установлены пластмассовые втулки, не нуждающиеся в смазке в процессе эксплуатации.

Полный ход педали, замеренный по хорде дуги качания середины накладки 10 (рис. 54), составляет 200—210 мм. Он обеспечивается конструктивно и не регулируется. Установка педали в исходное положение (чтобы при полном ходе педаль не касалась панели передка) обеспечивается регулировкой длины толкателей главных цилиндров Свободный ход педали 3—8 мм, замеренный по накладке, обеспечивает возврат поршня 14 (рис 55) главного цилиндра в исходное положение при отпущенной педали тормоза. При нажатии на педаль загораются два задних фонаря «стоп»

Главный цилиндр показан на рис. 55 Корпус 17 главного цилиндра выполнен из чугунной отливки, питательный бачок 1 пластмассовый. Сетчатый фильтр о одновременно служит для успокоения находящейся в бачке жидкости. В пластмассовой крышке 2

имеются отверстия для сообщения внутренней полости бачка с атмосферой. Пружина постоянно отжимает поршень 14 в крайнее заднее положение до упора в шайбу 12 Между головкой толка геля 8 и сферической впадиной па поршне предусмотрен постоянный. не регулируемый в эксплуатации зазор 0,3—0,9 мм, который необходим для возврата поршня в исходное положение (при от-пущенной педали тормоза). В исходном положении поршня компенсационное отверстие А всегда открыто, что обеспечивает свободный проход из системы в питательный бачок излишка жидкости при ее расширении от нагревания и исключает повышение давления в системе. Обратный клапан состоит из обоймы 18, резиновой манжеты 22 и упорного резинового кольца 21. Манжета 22 открывает отверстия в обойме, пропуская жидкость в магистраль, при движении поршня вперед; для пропуска жидкости из системы в цилиндр обойма отходит от упорного кольца 21.

Под действием разности давления в контурах гидропривода, возникающей при первом нажатии па педаль тормоза после выхода из строя одного из контуров, срабатывает сигнальное устройство (рис. 56). Поршни 1, 3 перемещаются в сторону меньшего давления, шарик 4 выходит из канавки на поршне и перемещает плунжер выключателя 2, замыкая его контакты, при этом загорается контрольная лампа 3 (рис. 7).

Гидровакуумпые усилители служат для уменьшения усилия на педаль при торможении. Действие усилителя основано на использовании разрежения, образующегося во впускном трубопроводе при работе двигателя; за счет энергии этого разрежения усилитель создает дополнительное давление в гидроприводе.

При работающем двигателе и ненажатой тормозной педали полости по обе стороны диафрагмы 23 (рис. 57) сообщены с впускной трубой двигателя через открытые клапаны 21 и 4 и шланг 24, при этом давление по обе стороны диафрагмы одинаково и она остается неподвижной.

При нажатии на педаль давление тормозной жидкости от главного цилиндра передается по трубопроводам в усилитель, где через отверстие в поршне 15 (рис. 57) проходит в гидравлический цилиндр 12, и далее к колесным тормозам. Одновременно жидкость давит па поршень 8, который, перемещаясь вверх вместе с толкателем 6 диафрагмы, закрывает вакуумный клапан 4 и открывает атмосферный клапан 3. Атмосферный воздух через фильтр 10.

клапан и шланг 24 поступает в переднюю (на рисунке — левую) часть вакуумной камеры 22, создавая разность давлений, и перемещает вправо диафрагму 23 и толкатель 20, который давит на поршень 15. закрывая при этом отверстие в поршне. Таким образом тормозная жидкость, находящаяся за поршнем, оказывается

под повышенным давлением, суммирующимся от давления в главном цилиндре и давления, создаваемого гидровакуумным усилителем. При растормаживаиии в усилителе происходят обратные процессы.

При выходе из строя усилителя тормозная система будет продолжать работать, но при этом возрастает усилие, прилагаемое водителем к педали тормоза.

Регулятор давления в гидронроводс тормозов задних колес, показанный на рис. 58, корректирует давление торможения задних тормозов. В нижнюю полость регулятора жидкость поступает от гидровакуумиого усилителя, из верхней полости жидкость выходит к колесным цилиндрам. До вступления регулятора в действие поршень 6 под действием пружины 13 и нажимного рычага 24 находится в крайнем верхнем положении, управляющий конус 5 отжимает шарик 9 и обе полости регулятора сообщаются между собой.

При торможении давление в обеих полостях регулятора повышается. Одновременно с началом торможения задняя часть кузова приподнимается и уменьшается нагрузка на задние колеса, а также и на поршень со стороны нажимного рычага, соединенного посредством нагрузочной пружины 16 и стойки 17 с задним мостом. Под действием давления жидкости поршень опускается вниз, конус 5 выходит из контакта с шариком и разъединяет верхнюю и нижнюю полости.

В конце торможения, когда задняя часть кузова оседает, нагрузка от нагрузочной пружины возрастает, поршень возвращается в исходное положение и шариковый клапан открывается.

 

 

 

Рис. 54. Педаль рабочих тормозов
1 главный цилиндр; 2 — пилка коромысла; 3 — педаль тормоза; 4 — ось вилки коромысла. 5. 14 — втулки; 6 — коромысло: 7 — ось проушины толкателя; 8 — ось коромысла, 9 — толкатель; 10 — накладна педали; 11 — пята упора выключателя фонаря «стоп»; 12 — шплинт. 13 — ось педали

 

 

 

Рис. 55. Главный цилиндр 1 — питательный бачок; 2 — крышка 3 — сетчатый фильтр; 4 — штуцер; 5 — прокладка; 6 — шпилька, 7 — защитный колпак; 8 — толкатель. 9 — гайка; 10 — вилка; 11 — стопорное кольцо; 12 — упорная шайба- 13, 16 22 — манжеты; 1А — поршень, 15 — клапан; 17 — корпус; 18 — обойма, 19 — прокладка; 20 — штуцер; 21 — упорное кольцо; А — компенсационное отверстие;
Б — перепускное отверстие.

 

 

 

 

Рис. 56. Сигнальное устройство
I — длинный поршень; 2 — выключатель контрольной лампы; 3 короткий поршень; 4 — шарик; 5 — уплотнительное кольцо

 

 

 

 

Рис. 57 Гидровакумный усилитель тормозов I — сетчатый фильтр; 2, 13. J9 - пружины; 3 — атмосферный клапан: 4 — вакуумный клапан -5 — диафрагма следящего механизма; 6 — толкатель диафрагмы; 7 направляющая втулка поршня; 8 - поршень следящего механизма; 9. 14. 17 — манжеты; 10 — воздушный фильтр; 11 — штуцер: 12 — гидравлический цилиндр; 15 — поршень гидравлического цилиндра, 16 — упорная шайба поршня; 18 — направляющая втулка толкателя; 20 — толкатель, 21 —
обратный клапан. 22 — вакуумная камера; 23 — диафрагма; 24 — соедини-
тельный шланг

 

 

 

 

Рис. 58

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..