Особенности технического обслуживания рулевого управления автомобилей РАФ-2203-01, РАФ-22031-01, РАФ-22035-01

  Главная      Автомобили - РАФ     Автомобили «ЛАТВИЯ» РАФ-2203-01, РАФ-22031-01, РАФ-22035-01. Руководство по эксплуатации - 1989 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

Особенности технического обслуживания рулевого управления автомобилей РАФ-2203-01, РАФ-22031-01, РАФ-22035-01

В процессе эксплуатации автомобиля следует периодически подтягивать крепления рулевого механизма и рулевых тяг, проверять свободное перемещение рулевого колеса и регулировать рулевой механизм, проверять степень износа шарниров рулевых тяг. смазывать палец левого маятникового рычага, пополнять и заменять смазку в рулевом механизме и шарнирах. Состояние рулевого управления считается нормальным, если автомобиль устойчив на ходу, не наблюдается повышенной передачи дорожных толчков на рулевое колесо и стуков в рулевом механизме или в рулевых тягах При этом свободный ход рулевого колеса не дол жен превышать 10°, что соответствует 40 мм при измерении на ободе рулевого колеса.

При проверке свободного хода рулевого колеса передние колеса * автомобиля должны находиться в положении движения по прямой. Рулевое колесо поворачивают вправо и влево небольшим усилием руки так, чтобы колеса оставались неподвижными. Этой проверкой определяется исправность и правильность регулировки рулевого механизма. Следует учитывать, что свободный ход рулевого колеса может увеличиться из-за наличия люфтов в шарнирах рулевых тяг, неисправности маятниковых рычагов или ослабления креплений рулевого управления. Поэтому перед проверкой свободного хода рулевого механизма необходимо проверить и, при необходимости, подтянуть ослабший крепеж и устранить люфты в шарнирах, маятниковых рычагах и энергопоглощающей муфте.

Затяжку гаек болтов крепления картера рулевого механизма и гаек болтов крепления кронштейнов маятниковых рычагов к лонжеронам выполняйте с приложением крутящего момента 49— 61 Нм (5—6,2 кге-м), затяжку гайки крепления сошки — 108— 123 Н-м (11 —12,5 кге-м), затяжку гаек 9 и 10 (рис. 49) левого маятникового рычага — 127—167 Н м (13—17 кге-м), гаек шаровых пальцев и гаек болтов крепления рычагов 12 (рис. 46) к поворотным кулакам — 49—61 Н-м (5—6,2 кге-м)

Для определения люфтов в шарнирах рулевых тяг резко покачивайте тягу около каждого шарнира в направлении вдоль оси шарового пальца.

Шарниры с малейшим люфтом необходимо проверить на степень их износа, для чего необходимо расшплинтовать резьбовую заглушку, завернуть ее до упора в корпус и проверить размер от торца до заглушки (рис. 50). Если этот размер будет менее 5 мм, то шарнир годен для дальнейшей эксплуатации и нуждается лишь в регулировке. Если указанный размер превышает 5 мм, то выверните заглушку, выньте пружину и опорную пяту и проверьте размер от торца корпуса до малой сферы шарового пальца (рис. 53). Если шаровой палец, в результате износа окажется углубленным более, чем на 16 мм, то шарнир следует заменить.

Люфт в шаровом шарнире устраняется подтяжкой резьбовой заглушки. Заглушку на собранном шарнире нужно завернуть до упора, а затем отпустить на 1 —1,5 оборота до совпадения прорези заглушки с отверстием под шплинт в шарнирах наконечников 11 (рис. 46) боковых тяг и на 0,5—1 оборота в остальных шарнирах

 

 

 

 

Рис. 50. Проверка износа шарнира

 

 

Если шарнир разбирался, то перед сборкой и регулировкой необходимо промыть его детали и заложить свежую смазку, рекомендованную картой смазки. Смазка должна находиться не только между заглушкой и шаровым пальцем, но и между пальцем и резиновым уплотнителем

Добавку смазки в шарниры при езде по исправным асфальтовым и бетонным дорогам производите через каждые 60—70 тыс. км пробега, по не реже чем через два года. При езде по остальным дорогам этот километраж сокращается вдвое. Для добавки смазки снимать рулевые тяги не требуется. Необходимо очистить шарнир, расшплиптовать и вывернуть заглушку, вынуть пружину и пяту, заложить в корпус 2—3 см3 свежей смазки и, нажимая на конец тяги возле смазываемого шарнира вверх, чтобы между шаровым нальнем и опорной поверхностью корпуса образовался зазор, завернуть до упора заглушку. При этом смазка пройдет под уплотнитель шарнира. Затем выверните заглушку, установите на место опорную пяту и пружину, заверните заглушку, отрегулируйте шарнир, как описано выше, и зашплинтуйте.

При исправных уплотнителях шарниры служат очень долго, шарниры же с поврежденными уплотнителями очень быстро изнашиваются. Поэтому резиновые уплотнители с повреждениями нужно заменять сразу же после обнаружения дефекта.

В результате износа втулок и упорной шайбы 6 (рис. 49) появляются радиальный люфт пальца 7 левого маятникового рычага и свободное перемещение пальца вдоль его оси. Радиальный люфт увеличивает свободный ход рулевого колеса, осевое перемещение пальца па увеличение свободного хода практически не влияет. Ра-диальпый и осевой люфты могут быть причиной появления стуков в кронштейне маятникового рычага. Радиальиыи люфт пальца 7 обнаруживается при покачивании рулевого колеса вправо-влево, осевое перемещение — резким покачиванием маятникового рычага вверх-вниз. В эксплуатации радиальный люфт допускается пе более 0,3 мм. Радиальный люфт устраняется заменой изношенных втулок, осевой люфт — заменой упорной шайбы 6; при больших износах, когда люфты заменой названных деталей устранить не удастся, следует заменить также палец 7.

Палец 7 (рис. 49) левого маятникового рычага смазывается трансмиссионным маслом. Масло нагнетается в масленку 14 до выхода смазки через контрольное отверстие 1.

Проскальзывание резиновых втулок 20 (рис. 49) относительно прилегасмых поверхностей при поворачивании правого маятникового рычага устраняется затяжкой гайки 16 или заменой втулок, если втулки сильно изношены и не поддаются затяжке

Рулевые тяги, рычяги и сошка ремонту не подлежат и заменяются новыми при механических повреждениях, а также при износе конических отверстий, возникающем вследствие песвоевре мепной подтяжки гайки крепления шарового пальца. Стяжные хомуты регулировочных трубок боковых тяг заменяются новыми, если зазор между стягиваемыми губками стал менее 1 мм. Эксплуатация автомобиля с подобными дефектами аварийно опасна.

Если и после затяжки ослабшего крепежа и устранения неисправностей в рулевых тягах и в маятниковых рычагах свободный ход рулевого колеса окажется более 10° (40 мм на ободе рулевого колеса), то необходима регулировка рулевого механизма.

Вследствие износа рабочих поверхностей прежде всего образуется зазор в зацеплении ролика с червяком, затем появляется свободное перемещение червяка вместе с рулевым валом вдоль его оси. Регулировку зазора в зацеплении ролика с червяком выполняют без снятия рулевого механизма с автомобиля. Чтобы устранить осевое перемещение червяка, рулевой механизм рекомендуется снять и разобрать. Поэтому перед регулировкой нужно проверить осевой люфт червяка: установить палец между фланцем энергопоглощающей муфты и крышкой картера рулевого механизма, немного поворачивая при этом рулевое колесо вправо и влево; при наличии зазора в подшипниках червяка будет ощущаться осевое перемещение фланца муфты относительно крышки картера.

При отсутствии осевого перемещения червяка нужно отрегулировать только зацепление ролика с червяком, для чего необходимо:

слить масло из картера рулевого механизма;

отвернуть колпачковую контргайку 4 (рис. 47);

приподнять стопорную шайбу 2 над стопорным штифтом;

повернуть регулировочный винт 3 по часовой стрелке. Винт следует поворачивать на несколько вырезов в стопорной шайбе, проверяя после каждого поворота свободный ход рулевого колеса. Регулировку следует закончить, когда свободный ход рулевого колеса станет пе более 8° (30 мм па ободе рулевого колеса); при наличии радиального люфта маятников рычага (не более 0,3 мм) регулировку следует закончить при достижении свободного хода не более 10° (40 мм па ободе). По окончании регулировки поставить на место стопорную шайбу, навернуть и затянуть колпачковую контргайку и залить в картер масло. Правильность регулировки нужно обязательно проверить на ходу автомобиля. Если усилие на рулевом колесе заметно увеличилось, а самовозврат при выходе из поворота стал вялым, нужно отвернуть регулировочный винт на 1—2 выреза-стопорной шайбы и повторно проверить свободный ход рулевого колеса и легкость управления автомобилем на ходу.

Осевой люфт червяка устраняется регулировкой преднатяга роликоподшипников 12 и 14 (рис. 47), которая выполняется путем подбора количества прокладок 15. Необходимо добиться, чтобы при отсутствии осевого перемещения рулевой вал проворачивался от приложения момента 39—78 Н-см (4—8 кге-см). Проверять усилие следует после затяжки болтов крышки 16, вал сошки при этом должен быть снят.

Червяк рулевого механизма не ремонтируется и подлежит замене вместе с валом, когда на его поверхности имеются вмятины, трещины или выкрашивание закаленного слоя, а также при значительном износе его поверхности.

Ролик вала сошки также пе подлежит ремонту, а требует замене вместе с валом, когда па его поверхности имеются вмятины, или трещины, а также если образовался люфт в шарикоподшипниках или в посадке на оси. Заменять ролик рекомендуется вместе с валом сошки.

Конические роликоподшипники червяка заменяют новыми, если для устранения осевого люфта червяка необходимо удалить все регулировочные прокладки, а также при повреждении рабочих поверхностей колец и роликов.

Картер рулевого механизма требует замены или ремонта, если гнездо под подшипник 14 (рис. 47) имеет диаметр более 58,12 мм.

Заменять масло в рулевом механизме необходимо один раз в 2—3 года, а также при снятии его для регулировки. Для слива масла из картера рулевого механизма следует отвернуть болт 1 (рис. 47). Чтобы ускорить слив, нужно вывернуть болт 19 и сливать масло горячим непосредственно после поездки. Нагнетать свежее масло (указанное в карте смазки) следует через отверстие

болта 18, при этом во избежание порчи уплотнений, а также для контроля наполнения каргера (до выхода смазки) болт 19 должен быть вывернут.

Если имеются признаки подтекания, то в картер необходимо своевременно добавлять свежее масло.

В случае, когда рулевой механизм снят с автомобиля, масло заполнять следует через отверстие, закрытое пробкой 6 (рис. 47).

 


Возможные неисправности рулевого управления и методы их устранения

 

 

Наименование неисправности, внешнее проявле­ние и дополнитель ные признаки

Вероятная причина

Метод устранения

Приме­

чание

1.1.             Повышенная передача на руль дорожных толчков и вибрация руле­вого колеса

1.2.             Стук, ощути­мый на рулевом колесе или про­слушивающийся на ходу автомобиля

1.1,     Нарушена регули­ровка рулевого меха­низма

1.2,     Повышенный дис­баланс передних колес

6 1. Нарушение регули­ровки рулевого механиз­ма

6.2.             Зазоры в шарни­рах рулевых тяг

6 3 Радиальный и осе­вой люфты пальца лево­го маятникового рычага в результате износа втулок и упорной шайбы

6.4 Разрушение рези­новых втулок оси пра­вого маятникового ры­чага

6.5. Ослабление креп­лений деталей рулевого управления

5.1.             Отрегулировать рулевой механизм

5.2.             См. раздел «Коле­са и шины»

6.1.             Отрегулировать ру­левой механизм

6.2.             См выше п. 1 1

6 3 Заменить изношен­ные детали

6 4 Заменить втулки

6.5. Подтянуть ослаб­ленные крепления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..