КОРОБКА ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЕЙ РАФ-2203-01, РАФ-22031-01,
РАФ-22035-01
Устройство
Коробка передач (рис 29, 31) — механическая шестеренчатая,
четырехскоростная (четыре передачи переднего хода и одна заднего) .
Коробка передач состоит из следующих основных частей: картера,
первичного вала, крышки подшипника первичного вала, промежуточного вала
в виде блока шестерен, вторичного вала с шестернями, муфтами и
ступицами, промежуточной шестерни заднего хода, удлинителя с резиновой
муфтой и фланцем и механизма переключения передач, смонтированного в
верхней крышке.
Рис. 29. Коробка передач (продольный разрез)
Картер 14 (рис. 29) коробки передач прикреплен к картеру сцепления
шестью шпильками. С правой стороны картера коробки
передач расположено маслоналивное отверстие, в
нижней части картера — отверстие для слива масла; отверстия закрыты
коническими резьбовыми пробками.
На конце удлинителя 13 (рис. 29) запрессован сталебаббитовый подшипник,
служащий опорой скользящей вилки карданного вала, надеваемой на шлицы
вторичного вала.
Шестерня первичного вала, а также шестерня первой,
второй и третьей передач, расположенные на вторичном валу, находятся в
постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала;
все названные шестерни имеют косые зубья. На шестерне первичного вала и
на каждой шестерне первой, второй и третьей передачи, находящейся на
вторичном валу, кроме того, имеется прямозубый венец и конус. Все
передачи переднего хода снабжены инерционными синхронизаторами, которые
обеспечивают безударное переключение и облегчают управление автомобилем.
Шестерни заднего хода прямозубые и синхронизатора не имеют.
Синхронизатор включения первой и второй передач отличается от
синхронизатора включения третьей и четвертой передач (рис 30) лишь
увеличенными размерами конусов шестерен и блокирующих колес.
Муфта 10 (рис. 30) вначале перемещается в сторону шестерни включаемой
передачи как одно целое с сухарями 8 и пружинными кольцами 9, при этом
сухари упираются в торцы пазов блокирующего кольца 7 и прижимают кольцо
к конусу шестерни. Возникающее трение уравнивает частоту вращения
вторичного вала и шестерни включаемой передачи. При дальнейшем
передвижении муфты 10 зубья муфты входят в зацепление с зубьями
блокирующего кольца и зубчатым венцом включаемой шестерни, при этом
выступы сухарей выходят из проточки на зубьях муфты и утапливаются в
пазах ступицы 16.
Механизм переключения передач смонтирован в верхней крышке 3 коробки
(рис 31). Передачи переключаются с помощью рычага 5 выведенного к
рабочему месту водителя; нижний конец рычага входит в паз одной из трех
головок, соединенных со штоками при помощи стопорных болтов 7. Для
доступа к стопорному болту головки среднего штока в верхней части крышки
имеется отверстие, закрытое резьбовой пробкой. На штоках закреплены три
вилки включения передач. Вилки включения передач переднего хода входят в
пазы соответствующих муфт включения передач, вилка заднего хода
соединяется с рычагом 2, на конце которого имеется сухарник 1, входящий
в паз промежуточной шестерни заднего хода. Для предотвращения
самопроизвольного выключения передач на штоках имеются лунки, в которые
заходят поджимаемые пружинками фиксирующие шарики. Чтобы исключить
одновременное включение двух передач, механизм переключения снабжен
блокировочным устройством, состоящим из двух стопорных плунжеров и
стопорного пальца. Па верхней крышке коробки передач расположен
выключатель фонаря освещения заднего хода, при перемещении штока заднею
хода наконечник выключателя выталкивается из лунки на штоке и замыкает
контакты.