ГАЗ-66-11. Ремонт стартера СТ230-А1

  Главная      Автомобили - ГАЗ     Автомобиль ГАЗ-66-11: Устройство, техническое обслуживание и ремонт (А.М. Бутусов) - 1988 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   .. 

 

ГАЗ-66-11. Ремонт стартера СТ230-А1

 

Стартер, подлежащий ремонту, разбирают. Детали тщательно очищают от грязи и проверяют. Поврежденные и изношенные детали заменяют новыми.

Порядок разборки стартера. Снимают защитный колпак 23 (см. рис. 200); вынимают щетки 20 из щеткодержателей 21. Щетки и щеткодержатели занумеровывают, чтобы при сборке щетки были установлены на свои места; отвертывают стяжные винты корпуса стартера и снимают крышку 2 со стороны коллектора; отсоединяют провод от тягового реле.

Снимают корпус 4 стартера; снимают ось 13 рычага привода. Предварительно замечают положение оси относительно крышки; вынимают якорь 17 вместе с приводом. При этом снимают с цапфы вала якоря регулировочные шайбы со стороны привода. Сдвигают упорную втулку 12 на валу якоря в сторону шестерни. Снимают пружинное кольцо 8, которое находится под упорной втулкой, после чего снимают упорную втулку и привод; снимают тяговое реле, крышку 24 тягового реле, запорную шайбу и контактный диск 26 с штока. При необходимости отвертывают в специальном приспособлении винты крепления полюсов и снимают обмотки возбуждения.

Порядок осмотра и проверки деталей стартера.

Корпус. С помощью прибора Э-236 или контрольной лампы проверяют отсутствие короткого замыкания катушек возбуждения на корпус. Если обнаружено замыкание, занумеровывают полюса катушек. На специальном приспособлении, отвертывают винты крепления полюсов и снимают обмотки возбуждения. Поврежденные места изоляции ремонтируют изоляционной лентой. После этого полюса и катушки ставят на место. Винты полюсов закернивают.

 

Крышка со стороны коллектора. С помощью прибора Э-236 или контрольной лампы проверяют отсутствие замыкания изолированных щеткодержателей на корпус. В случае короткого замыкания заменяют изоляционную прокладку и втулку заклепок щеткодержателя. Покачивание щеткодержателей не допускается. Щетки в щеткодержателях должны перемещаться свободно, без заеданий. Проверяют подшипник крышки со стороны коллектора. В случае изнашивания его заменяют. Диаметр отверстия нового подшипника после запрессовки и развертки должен быть 14+0,035 мм с шероховатостью поверхности 2,5. Щетки, изношенные до высоты 5 мм, заменяют. Для проверки щеточных пружин крышку надевают на вал якоря. Устанавливают щетки на место и проверяют динамометром усилие пружин. Оно должно быть в пределах 0,85...1,4 кгс в момент отрыва пружины от щетки. Концы щеточных пружин должны нажимать на середину щетки.

Крышка со стороны привода. В крышке со стороны привода проверяют состояние подшипника. В случае необходимости в крышку устанавливают новый подшипник, диаметр отверстия которого после запрессовки и развертывания должен быть в пределах 12+0,035 мм с шероховатостью поверхности 2,5.

Якорь. Проверяют с помощью прибора Э-236 или контрольной лампы отсутствие замыкания обмотки якоря на пакет якоря. Для этого подсоединяют один конец к любой из ламелей якоря, а другой — к пакету железа якоря. Лампа при этом гореть не должна. Внимательно осматривают якорь. Лобовая часть обмотки якоря должна быть по диаметру меньше пакета железа. Увеличенный диаметр лобовой части обмотки указывает на разнос обмотки. Такой якорь заменяют. Концы проводов обмоток должны быть надежно припаяны к петушкам коллектора. Якорь проверяют на приборе Э-236 на отсутствие межвитковых замыканий.
В случае обнаружения замыкания якорь заменяют. Коллектор якоря должен быть чистым. В случае значительной шероховатости коллектора или выступания изоляции его протачивают на токарном станке. После проточки коллектор шлифуют стеклянной шкуркой зернистостью 100 до шероховатости 1,25. Биение коллектора относительно цапф вала не должно превышать 0,05 мм. Биение пакета железа относительно цапф вала не должно превышать 0,25 мм. Одновременно проверяют отсутствие погиба вала, так как прогиб может оказаться причиной заедания привода на шлицевой части вала. Если на валу якоря в том месте, где вращается шестерня стартера, имеется желтый налет от подшипника, его удаляют мелкой шкуркой. Наличие желтого налета часто приводит к заеданию шестерни на валу после пуска двигателя и к разносу обмотки якоря.

Привод стартера осматривают снаружи и проверяют на отсутствие пробуксовки. Привод должен свободно, без заеданий перемещаться по шлицевой части вала. При сильном изнашивании подшипников привода их заменяют. Диаметр отверстия новых подшипников после запрессовки и развертки должен быть в пределах 14+0, мм с шероховатостью поверхности отверстия 2,5. При удержании якоря шестерня должна свободно вращаться по часовой стрелке. Против часовой стрелки шестерня должна вращаться только вместе с якорем. Муфту свободного хода на пробуксовку проверяют при испытании стартера на полное торможение на стенде.

Тяговое реле. Исправность втягивающей и удерживающей обмоток проверяют омметром или замеряют сопротивление вольтметром и амперметром. Сопротивление втягивающей обмотки должно быть 0,348± ±0,01 Ом, а удерживающей 1,11 Ом. В случае неисправности обмоток тяговое реле заменяют. Клеммовые болты зачищают, а при сильном их выгорании поверты-вают на 180° вокруг своей оси. При сильном изнашивании контактного диска его повертывают неизношенной стороной к контактам. Якорь тягового реле в корпусе должен перемещаться свободно.

После проверки и замены всех износившихся или поврежденных деталей стартер собирают в порядке, обратном разборке, но при этом смазывают подшипники, цапфы и шлицевую часть вала моторным маслом; если пружинное кольцо якоря имеет деформацию, его заменяют новым или выправляют. Кольцо монтируют с помощью приспособления (рис. 201); упорную втулку 12 (см. рис. 200) надевают на вал якоря со стороны привода буртиком в сторону пружинного кольца; на вал со стороны коллектора устанавливают стальную шайбу; при окончательной затяжке стяжных винтов совмещают штифты и пазы на крышках и корпусе; проверяют величину осевого люфта якоря, который должен быть примерно 1 мм.

После сборки проверяют работу стартера на стенде. При включении стартера привод должен перемещаться на шлицевой части вала без заеданий и возвращаться в исходное положение под действием возвратной пружины. При повороте шестерни от руки по часовой стрелке якорь не должен трогаться с места. При обратном вращении шестерня должна вращаться вместе с валом.

При необходимости
стартер проверяют и регулируют. Установка шестерни в выключенном положении должна быть не более 34 мм (размер А) от привалочной плоскости фланца стартера (рис. 202). Проверяют полный вылет шестерни при включенном тяговом реле. Для этого включают тяговое реле (рис. 203). Расстояние между торцом шестерни и упором должно быть 3...5 мм (рис. 204). Этот зазор регулируют поворотом эксцентричной оси 13 (см. рис. 200) рычага привода. После регулировки затягивают гайку оси.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 205. Схема включения при испытании стартера на тормозной момент:
1—стартер; 2—рычаг; 3—динамометр; 4—выключатель; 5—амперметр; 6—аккумуляторная батарея; 7—вольтметр

 

 

Контрольная проверка стартера. Исправность работы стартера, а также правильность его сборки и регулировки определяют проверкой регулировки стартера, работой стартера на холостом ходу и на полном торможении.

Для проверки стартера необходимы: низковольтный агрегат (или хорошо заряженная батарея), вольтметр постоянного тока со шкалой от 0 до 30 В, амперметр постоянного тока с шунтом до 1000 А, тахометр с шкалой до 10 000 об/мин и динамометр. Схема включения стартера показана на рис. 205. Если нет специального контрольно-испытательного стенда 532-М, то зажимают стартер в тиски и соединяют с батареей (клемму стартера соединяют через амперметр с плюсовой, а корпус стартера с минусовой клеммами батареи). Для соединения стартера с батареей применяют провода сечеиием не менее 25... 35 мм2. Силу тока и число оборотов якоря при испытании на холостом ходу измеряют через 30 с после включения стартера. Стартер считается выдержавшим испытание, если при напряжении 12 В он потребляет ток не более 85 А и развивает не менее 4000 об/мин.

При тугом вращении якоря, которое обычно вызывается перекосами в результате неправильной сборки стартера или задевания якоря за полюсы, или замыкании между витками, стартер потребляет ток большей силы, а обороты развивает меньше указанных. Малая сила потребляемого тока и пониженное число оборотов при нормальном напряжении на зажимах стартера свидетельствуют о плохом контакте в соединениях проводов или о пониженном натяжении пружин щеток.

Для проверки стартера при полном торможении на шестерне привода закрепляют рычаг, соединенный с динамометром. Лучше использовать гидравлический динамометр. Тормозной момент М стартера определяется произведением длины L рычага в мет-pax на показание динамометра (весов) Р в килограммах:

 

M=PL.

Во избежание перегрева стартера испытание проводят в течение короткого времени. Если при заторможенной шестерне якорь вращается, то привод заменяют.

Примечание. При проведении этой проверки соблюдают осторожность, так как в момент включения стартера происходит сильный рывок рычага, укрепленного на шестерне.

Исправный стартер при питании от полностью заряженной батареи потребляет ток не более 530 А при напряжении не менее 8 В и развивает момент, равный примерно 2,25 кгс* м. Если потребляемый ток выше 530 А, а тормозной момент ниже 2,25 кгс* м, это указывает на неисправность обмотки якоря или обмотки возбуждения. Если величина тормозного момента и сила потребляемого тока ниже нормальных, это при нормальном напряжении на зажимах стартера указывает на плохие контакты внутри стартера или на слабое натяжение пружин щеток. Пониженное напряжение на клеммах стартера (менее 8,0 В) указывает на плохие контакты в проводах или на неисправность батареи. Указанные проверки проводят на специальном стенде 532-М.

Дополнительное реле стартера РС507-Б служит для уменьшения силы тока в цепи выключателя стартера и закорачивания дополнительного резистора системы зажигания на время работы стартера.

Контрольная проверка реле (рис. 206). После соединения приборов по этой схеме, питаемой от аккумулятора 2, включают выключатель 1. Движком резистора 4 устанавливают напряжение по вольтметру 3 в пределах 1...2 В. Затем плавным передвижением движка увеличивают напряжение до включения реле 5. При этом должны загораться контрольные лампы б и 7. Показание вольт-

метра, при котором зажглись лампы, соответствует напряжению включения реле. Передвижением движка резистора в противоположную сторону снижают напряжение на обмотке реле до его включения. Показание вольтметра, при котором лампы погаснут, соответствует напряжению выключения реле.

 

 

 

Рис. 206. Схема включения дополнительного реле стартера для проверки и регулировки

 

 

 

Техническая характеристика дополнительного реле РС507-Б

Номинальное напряжение, В . . . 12

Напряжение включения, В . . . . 6—9

Напряжение выключения, В . . . 2—4

Усилие размыкания контактов не менее, кгс..........0,13

Зазор между контактами в разомкнутом состоянии, мм......0,4

Зазор между якорем и сердечником при замкнутых контактах не менее,

мм...........0,1

Число витков катушки .... 1000

Диаметр провода марки ПЭВ-2, мм 0,2

 

 

 

 

Если при проверке окажется, что напряжение, при котором реле размыкает цепь, превышает 4 В, то его регулируют подгибанием стойки пружины, которая увеличивает или уменьшает натяг пружины таким образом, чтобы напряжение, при котором контакты размыкаются, находилось в пределах 2...4 В, а напряжение, при котором реле замыкает контакты, находилось в пределах

6...9 В. При этом зазор между якорем и сердечником при замкнутых контактах должен быть не менее 0,1 мм, а зазор между контактами в разомкнутом состоянии не менее 0,4 мм. Если контакты имеют подгар, то их зачищают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   ..