Регулятор давления тормозной системы автомобилей БелАЗ-7522, -7523,
-7540, -75232, -7422
(рис. 110) предназначен для поддержания в
приводе давления сжатого воздуха в пределах 0,65—0,82 МПа (6,5— 8,2
кгс/см2). В регулятор встроен предохранительный клапан, отрегулированный
на максимальное давление 0,95 МПа (9,5 кгс/см2) и сообщающий
нагнетательную магистраль с атмосферой в случае неисправности
регулятора.
Сжатый воздух из компрессора через влагоотделитель поступает в канал 1 и
через обратный клапан 19 попадает в канал IV, сообщенный с ресиверами.
Из канала IV по каналу VI воздух поступает также в кольцевую полость
мембраны 28 регулировочного устройства. При давлении в канале IV более
0,82 МПа (8,2 кгс/см2) мембрана 28 отходит от седла и воздух поступает
по каналам VII и III в поршневую полость II разгрузочного устройства.
Поршень 8 со штоком 9 под воздействием сжатого воздуха перемещаются вниз
(по рисунку), клапан 5 тоже перемещается вниз и воздух из канала 1
проходит в полость V, которая через штуцер 21 сообщается с атмосферой.
Давление в нагнетательной магистрали уменьшается, клапан 19 садится на
седло и препятствует выходу воздуха из канала IV в атмосферу через
открытый клапан 5.
При уменьшении давления в канале IV до 0,65 МПа (6,5 кгс/см2) мембрана
28 прижимается к седлу пружинами 25, прекращая поступление воздуха в
полость II. Воздух, находящийся в полости II, через дроссельное
отверстие в поршне выходит в полость V и далее в атмосферу. Поршень 8
под усилием пружины 6 возвращается в верхнее (по рисунку) положение и
клапан 5 садится на седло. Прекращается выход сжатого воздуха в
атмосферу и компрессор нагнетает воздух в ресиверы.
Пределы регулирования давления можно восстановить
винтом 24.
В случае неисправности разгрузочного устройства
регулятора давление в канале IV при работающем компрессоре будет
увеличиваться и при достижении 0,90—0,95 МПа (9,0—9,5 кгс/см2)
предохранительный клапан 18 поднимается вверх (по рисунку) и часть
воздуха выходит в атмосферу через радиальные отверстия в корпусе 17
клапана.
Предохранительный клапан регулируется на требуемое давление винтом 14.
Рис. 110. Регулятор давления:
1 — корпус клапана разгрузочного устройства; 2, 10 — уплотнительные
кольца; 3, 6, 16, 25 — пружины; 4—фильтр; 5 — клапан; 7 — манжета; 8 —
поршень; 9 — шток; 11 — направляющая тарелка; 12 — пробка; 13, 23 —
тарелки пружин; 14, 24 — регулировочные винты; 15 — крышка; 17 — корпус
предохранительного клапана; 18 — предохранительный клапан; 19 — обратный
клапан; 20 — корпус регулятора; 21 — штуцер; 22 — кожух регулировочного
устройства; 26 — диск; 27 — упорное кольцо; 28 — мембрана;
I — канал подвода воздуха от компрессора (через влаго-отделитель); II, V
— полости разгрузочного устройства; III, VI, VII — каналы разгрузочного
и регулировочного устройств; IV — канал, сообщающийся с ресивером (через
противозамерзатель)