Двойной защитный клапан тормозов автомобилей БелАЗ-7522, -7523,
-7540, -75232, -7422
(рис. 113) предназначен для отключения
поврежденного контура и сохранения полной работоспособности исправного
контура рабочей тормозной системы.
В корпусе И имеется три канала: канал I соединяется с нагнетательной
магистралью компрессора, каналы II и III -— с ресиверами соответствующих
контуров. Во внутреннюю полость корпуса установлен большой поршень 10 и
два клапана 12. Поршень под усилием двух пружин 3 занимает нейтральное
положение. Клапаны 12 пружинами 13 прижимаются к седлам на торцах
большого поршня. Малые поршни 14 под усилием пружин 1 своими торцами
прижимаются к торцам крышек 7 и занимают фиксированное положение. В
пробках 15 предусмотрены отверстия для сообщения полости под малым
поршнем с атмосферой.
Воздух из канала 1 через отверстия в большом поршне проходит в полость в
этом поршне и клапаны 12 под давлением воздуха отходят от седла до упора
в малые поршни 14 — воздух через отверстия II и III поступает в
ресиверы. При повреждении (негерметично-сти) одного из контуров давление
воздуха в нем уменьшается, большой поршень 10 из-за разности давления в
каналах II и III перемещается в сторону поврежденного контура и своим
седлом упирается в клапан, разобщая канал I с каналом II или III. Клапан
другого контура остается открытым и воздух от компрессора поступает в
неповрежденный контур.
Двойной защитный клапан при неисправном одном контуре поддерживает
давление сжатого воздуха в другом (исправном) контуре-в пределах
0,52—0,55 МПа (5,2—5,5 кгс/см2). При давлении более этого предела
пружина 1 сжимается, клапан открывается и часть воздуха уходит в
поврежденный контур.
Давление воздуха, при котором отключается поврежденный кон-тур,
регулируется изменением количества шайб 8 под пружинами клапанов.
После устранения негерметичности поврежденного контура последний
заполняется сжатым воздухом. Давление в контурах выравнивается, большой
поршень 10 под действием пружины 3 занимает среднее положение и сжатый
воздух вновь поступает из канала I через каналы II и III в ресиверах
обоих контуров.