Тормозной кран автомобилей БелАЗ-7540, -75401,
-75232 и тягача
(рис. 114) — двухсекционный, предназначен для
управления тормозными механизмами рабочей тормозной системы. Обе секции
связаны между собой механически и пневматически. Нижняя секция крана
управляет через клапан ограничения давления — тормозными механизмами
передней оси, а верхняя — через ускорительный клапан — тормозными
механизмами заднего моста.
Через выводы I и II кран соединен с ресиверами соответствующих контуров,
через вывод III — с клапаном ограничения давления переднего контура и
через вывод V — с ускорительным клапаном заднего контура. Два боковых
вывода, соединенные внутри крана с
выводами III и V, используются для установки
включателей сигнала торможения. Остальные два боковых вывода не
используются.
При отпущенной педали (тормозные механизмы расторможены) верхний поршень
9 под действием пружины 28 занимает крайнее
верхнее положение. Выпускное окно клапана открыто и
вывод V сообщен с атмосферой через каналы в толкателе 23 и клапан 19.
Верхний клапан 27 под действием пружины 11 прижат к седлу верхнего
корпуса, и вывод I разобщен с выводом V. Большой поршень 36 и малый
поршень 24 под действием пружины 15 находятся в крайнем положении —
выпускное окно нижнего клапана 16 открыто. Вывод III через каналы в
толкателе 23 и клапан 19 сообщается с атмосферой. Нижний клапан пружиной
17 прижат к седлу нижнего корпуса 37 и вывод II разобщен с выводом III.
При нажатин на педаль ролик 2. закрепленный на педали, давит на
толкатель 32, который через тарелку 8 нажимает на уравновешивающий
элемент 29 и перемещает верхний поршень 9 вниз. Поршень отжимает клапан
27 от седла верхнего корпуса и разобщает вывод V с атмосферой. Сжатый
воздух, подводимый к выводу I, через открытый клапан поступает к выводу
V и через ускорительный клапан — в цилиндры тормозных механизмов.
Давление воздуха в выводе V увеличивается до тех пор, пока поршень 9 под
действием этого давления не переместится вверх, сжимая уравновешивающий
элемент 29. При этом клапан 27 закрывается и поступление воздуха из
вывода I в вывод V прекращается. В воздушной магистрали, соединенной с
выводом V, устанавливается давление, соответствующее усилию педали.
При увеличении усилия на педаль клапан 27 снова открывается, давление
воздуха в выводе V увеличивается, и весь цикл работы
верхней секции крана повторяется. Таким образом
обеспечивается следящее действие верхней секции крана, т. е. давление в
выводе V всегда пропорционально усилию нa педали.
Вывод V через канал IV в верхнем корпусе сообщается с надпоршневой
полостью большого поршня 36.
Поршень 36, имеющий большую поверхность, перемещается вниз даже при
небольшом давлении в надпоршневон полости и перемещает малый поршень 24.
Малый поршень закрывает выпускное окно, разобщая вывод III с атмосферой,
и отжимает клапан 16 от седла. Сжатый воздух, подводимый к выводу II,
через открытый клапан поступает к выводу III и далее к клапану
ограничения давления и в тормозные механизмы передней оси.
Когда давление воздуха в выводе III, а значит и в поршневой полости
большого поршня, станет равным давлению в выводе V, большой поршень
вместе с малым переместится вверх и клапан 16 закроется — прекратится
поступление воздуха из вывода II. Таким образом, в выводах III и V
давление всегда практически одинаково и пропорционально усилию на
педали.
Нижняя секция крана управляется пневматически от верхней секции. При
повреждении переднего контура давление воздуха в верхней секции
отсутствует и пневматическое управление нижней секцией становится
невозможным. В этом случае перемещение малого поршня 24 вниз при нажатии
на педаль и управление нижней секцией осуществляется через тарелку 8,
уравновешивающий элемент 29, верхний поршень 9 с винтом 30 и толкатель
23. Следящее действие обеспечивается уравновешивающим элементом 29, как
и при работе верхней секции.
При снятии усилия с педали поршни и клапаны крана под действием пружин
возвращаются в исходное положение. Выводы I и II закрываются, а выводы
III и V сообщаются с атмосферой.
Фиксатор 34 предназначен для фиксирования педали крана в нажатом
положении. Пружина 33 служит для автоматического возврата фиксатора в
исходное положение.
Внимание! Перед выходом из кабины автомобиль затормозить стояночной
тормозной системой и снять фиксацию педали рабочей тормозной системы.
Рис. 114. Тормозной кран автомобилей БелАЗ-7540,
-75401, -75232:
а — положение «расторможено»; в — положение «торможение»;
1—педаль; 2—ролик; 3—ось ролика; 4—ось педали; 5—защитный чехол;
6—регулировочный винт; 7, 14, 20, 25, 26 — уплотнительные кольца;
8—тарелка; 9—верхний поршень; 10— корпус верхнего клапана; 11, 15, 17,
28, 33—пружины; 12, 18—опорные кольца; 13, 21—упорные кольца; 16—нижний
клапан; 19—клапан выпуска воздуха в атмосферу; 22—корпус нижнего
клапана; 23—толкатель малого поршня; 24—малый поршень; 27—верхний
клапан; 29— уравновешивающий элемент; 30—винт; 31—фланец; 32—толкатель;
34—фиксатор; 35—верхний корпус;
36—большой поршень; 37—нижний корпус;
I, II, III. V — выводы: IV — канал