Эксплуатация и ремонт электродвигателей электрокаров и электропогрузчиков

       Учебники - Транспорт     Электрокары и электропогрузчики (Тройнин М.Ф., Ушаков Н.С.) 2 издание - 1967 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   .. 

 

 

ГЛАВА VI ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ, ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
 

 


Эксплуатация и ремонт электродвигателей электрокаров и электропогрузчиков

 



Наиболее подвержены износу электродвигатели, контроллеры и аккумуляторные батареи.

У электродвигателя механическому износу подвергаются коллектор и вал, а в результате электрического износа происходит пробой изоляции обмоток или коллектора, а также перегорание

 

обмоток при длительной работе электродвигателя с недопустимо большой перегрузкой.

Механический износ контроллеров происходит вследствие истирания контактных частей и разрушительного действия электрической дуги, образуемой при переключениях контроллера во время работы.

Аккумуляторные батареи изнашиваются вследствие тряски и толчков при работе, неправильного составления электролита и неправильных режимов за-рядки и разрядки.

Коллекторные электродвигатели с последовательным возбуждением, применяемые на электрокарах и электропогрузчиках, имеют следующие конструктивные особенности. Выводы обмотки якоря присоединяются к выступам — «петушкам» коллектора при помощи пайки оловом. Коллекторные пластины изолированы от вала электродвигателя и друг от друга слюдой. К коллектору с некоторым усилием прижимаются щетки, изготовленные из специального состава.

При эксплуатации электродвигателя щетки и коллектор истираются, пространство между коллекторными пластинами загрязняется углем и медью и становится с течением времени электропроводным. Это приводит к появлению повышенного искрения на коллекторе, выгоранию коллекторных пластин, а в очень плохо обслуживаемых электродвигателях может привести и к появлению «кругового огня» (к короткому замыканию между щетками через пространство между коллекторными пластинами), сопровождаемому сплошной круговой дугой. Шкапа искрения приведена в табл. 19.

Недопустимые перегрузки электродвигателя могут также привести к сильному разогреву мест соединения концов якорной обмотки с коллектором, выплавлению в этих местах оловянного припоя и нарушению нормальной коммутации цепи якоря, а также обугливанию изоляции обмоток. Вследствие этих конструктивных особенностей электродвигателей состояние коллектора и щеток должно регулярно проверяться, и при обнаружении неисправностей электродвигатель должен ремонтироваться.

 


 

 

Таблица 19. Шкала искрения (ГОСТ 183—55)

 

 

Типичными признаками, указывающими на ненормальную работу двигателя, являются: шум при работе, отсутствие полной мощности при нормальной нагрузке и сильный нагрев.

В этих случаях после предварительной проверки исправности контроллера и батареи производится осмотр двигателя. При осмотре прежде всего проверяется (при отключенных проводах, идущих от контроллера) омметром со шкалой до 10 ом исправность обмоток возбуждения и цепи коллектора. Если не обнаружены неисправности, то производится осмотр состояния коллектора (нет ли на нем пригаров и механических повреждений). После этого мегомметром или омметром со шкалой до 10 Мом проверяется целость изоляции обмоток и якоря относительно корпуса и вала. Для этого один из проводов, идущих к омметру, присоединяется к корпусу или валу, а второй — к концам обмоток возбуждения и к щеткам коллектора. Если изоляция нарушена, то электродвигатель снимается и направляется на проверку и ремонт в мастерскую. Величина сопротивления обмоток относительно корпуса не нормируется, но это сопротивление должно быть не менее нескольких сотен тысяч ом.

Если на коллекторе при осмотре обнаружены пригары или коллектор сильно изношен, то двигатель также снимается и отправляется в ремонт.

Наиболее часто встречающимися неисправностями являются износ щеток и коллектора. Износ щеток легко обнаруживается по уменьшению длины щетки относительно первоначальной и легко устраняется заменой. При замене щеток производится притирка. Для этого вначале щетка грубо подгоняется по коллектору напильником и крупнозернистой бумагой, затем щетки устанавливаются на место, под щетки закладывается стеклянная бумага № 00 (применять наждачную бумагу запрещается). Длина отрезка бумаги должна быть равна примерно полуторной длине окружности коллектора. После этого якорь проворачивается от руки и производится притирка щеток до тех пор, пока бумага начнет шлифовать всю поверхность щеток.

При притирке, а также и при эксплуатации электродвигателя необходимо следить за тем, чтобы щетки располагались в щеткодержателе без перекоса.

Во время притирки запрещается нажимать на щетки дополнительно (они должны прижиматься только своими пружинами). Величина нажима на коллектор измеряется динамометром. С этой целью под щетку кладется папиросная бумага, а крючок динамометра зацепляется за прижимную пружину щетки. Затем динамометром оттягивают пружину, одновременно вытягивается придерживаемая рукой подложенная под щетку бумага. В момент, когда бумага начнет свободно вытягиваться из-под щетки, отсчитывают показания динамометра, и разделив их на площадь сечения щетки в см2, получают удельное давление щетки в Г1см2,
которое для щеток некоторых двигателей электрокаров и электропогрузчиков должно иметь значение, приведенное в табл. 20.

При отсутствии динамометра величину нажатия щеток можно определить приближенно следующим образом. Как и в предыдущем случае, под щетку кладется папиросная бумага и щетка ставится на место. Затем бумагу вытаскивают из-под щетки. При этом, если бумага с трудом вытаскивается из-под щетки (рвется) — нажатие велико, если тянется легко — нажатие мало.

После притирки щеток коллектор и полость электродвигателя очищаются от угольной пыли путем продувки струей сжатого воздуха, после чего для лучшей пришлифовки щеток (до зеркального блеска) производится обкатка (двигатель должен проработать с малой загрузкой 25—35% от номинальной). При плановом осмотре электродвигателя, а также при внеплановом, если он вышел из строя, проверяется состояние коллектора. Если коллектор не имеет пригаров, поверхность его гладкая и покрыта блестящим темноватым налетом, образующимся от трения по нему щеток, то производится только продораживание слюды между пластинами коллектора. Делается это по той причине, что при работе машины медь коллектора истирается больше, чем слюдяные прокладки, из-за большей твердости слюды и с течением времени выступающая часть слюды может вызвать вибрацию щеток или ухудшить их работу, что приведет к появлению повышенного искрения.

Продораживание слюды ведется на глубину 0,5—1,0 мм на фрезерном станке фрезой (толщина которой должна быть равна расстоянию между коллекторными пластинами) или вручную с помощью особого приспособления (рис. 112).

При продораживании вручную толщина ножовочного полотна должна точно соответствовать расстоянию между коллекторными пластинами, для чего полотно сошлифовывают с боков до нужного размера, а на коллектор накладывается специальная пластинка с прорезью (рис. 113). Затем коллектор прочищается волосяной щеткой, а заусеницы на нем снимаются шабером или напильни-ком. Вслед за этим коллектор шлифуется также стеклянной бумагой сначала более крупных номеров, а затем самой тонкой (№ 00—000). Шлифовка производится на токарном станке с помощью специальной колодки (рис. 114), длина которой должна быть немного больше длины коллектора, а прилегающая к коллектору поверхность должна быть обработана с радиусом, равным радиусу коллектора. Шлифовка производится осторожно, с соблюдением

 

 

 

 

правил безопасности. После шлифовки коллектор тщательно очищается от медной пыли (особенно пазы между пластинами), а затем обдувается струей сжатого воздуха. Если при помощи шлифовки не удается добиться ровной поверхности коллектора, то его протачивают. Проточка коллектора — дело ответственное и ее можно поручать только квалифицированному токарю.

Проточка якоря производится на станке в центрах. После установки якоря в центрах станка индикатором проверяют его биение, которое не должно быть больше 0,05 мм. Если биение якоря превышает 0,05 мм, то коллектор протачивать в центрах нельзя, в этом случае вал якоря зажимается с одной стороны в четырехкулачковом патроне, а с другой поддерживается люнетом, после чего также индикатором проверяется его биение. Перед установкой на станок обмотка якоря плотно закрывается тканью во избежание попадания на нее стружки (это относится и к шлифовке коллектора). Проточка производится подрезным резцом с подачей не более 0,1 мм на скорости резания 30 м/мин (если коллектор продораживался). При проточке не следует снимать много меди, так как это снижает механическую прочность коллектора (запас на срабатывание у коллектора составляет примерно 1/4 высоты пластин). После проточки производится продораживание пазов между пластинами.

После продораживания во всех случаях производится проверка правильности формы пазов между коллекторными пластинами (они должны иметь в сечении строго прямоугольную форму). Как указы

валось выше, на поверхности коллектора при работе образуется поверхностная контактная пленка, играющая важную роль для правильной работы двигателя, поэтому за ее целостью надо внимательно следить. На ее состояние влияет влажность окружающей среды. При низкой влажности воздуха (до 20%) контактная пленка не образуется, что приводит к сильному износу коллектора, при очень высокой влажности происходит электролитический перенос меди коллектора на щетки, что также ведет к быстрому износу коллектора. Электролитический перенос меди коллектора легко обнаружить по омеднению рабочей поверхности щетки и появлению медного налета на сбегающем крае щетки.

При слишком малой плотности тока контактная пленка также не образуется. Сохранение коллектора в хорошем состоянии обеспечивается возможно более частым осмотром его и предотвращением попадания в электродвигатель воды, которая может привести к повышенной влажности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   ..