Смазка и смазочные материалы для электрокаров и
электропогрузчиков
Своевременная и качественная смазка узлов электрокаров и
электропогрузчиков обеспечивает безотказную их работу и долговечность.
Смазочные материалы применяются в соответствии с инструкциями
заводов-изготовителей. Выбор того или иного смазочного материала
производится в соответствии с заводскими инструкциями по смазке,
прилагаемыми к машине.
Перед смазкой тщательно очищаются масленки, крышки, пробки и т. п. от
грязи во избежание попадания ее в механизмы.
Смазочные материалы, применяемые для смазки электрокаров и
электропогрузчиков, делятся на минеральные масла и консистентные
(густые) смазки.
Масла при нормальной температуре (+20° С) представляют собой жидкости с
различной степенью текучести и относятся к жидким смазкам.
Консистентные смазки при той же температуре находятся в полутвердом
состоянии. Они изготовляются из минеральных масел, загущенных мылами или
твердыми углеводородами (парафином, церезином, петролатумом).
В зависимости от состава мыла консистентные смазки разделяются на
кальциевые, натриевые, смешанные кальциево-натриевые и др. Смазки,
загущенные твердыми углеводородами, называются углеводородными.
Кальциевые консистентные смазки содержат некоторое количество свободной
и связанной воды и не растворяются.
При нагревании до 55—60° С эти смазки разлагаются
на масло и мыло, но после охлаждения смазочные свойства их не
восстанавливаются.
Натриевые смазки обладают более высокой температурой плавления, при
застывании после плавления смазывающие их свойства восстанавливаются,
поэтому они могут опять применяться. В воде эти смазки легко
растворяются и образуют эмульсию, которая легко смывается с поверхности
металла.
Кальциево-натриевые смазки применяются при повышенной температуре и
небольшой влажности.
Консистентные смазки делятся на два класса. Класс I — универсальные
смазки — включает три группы консистентных смазок, различающихся по
температуре каплепадения.
1. Низкоплавкие (с температурой каплепадения 50—75° С) УН.
2. Среднеплавкие (с температурой каплепадения 75—120°С) УС.
3. Тугоплавкие (с температурой каплепадения выше 120° С) УТ. В
низкоплавких смазках в качестве загустителя применяются твердые
углеводороды.
Среднеплавкие и тугоплавкие смазки загущаются мылами и различаются по
водостойкости и некоторым другим свойствам.
Класс II—специальные смазки—делятся на пять групп: индустриальные,
автотранспортные, самолетомоторные, морские и смазки различного
назначения.
Консистентные смазки условно обозначаются начальными буквами слов,
указывающих свойства смазок или их назначение: У — универсальная; И —
индустриальная; В — водостойкая; М — морозостойкая; К — канатная; Н —
низкоплавкая; С — среднеплавкая; Т — тугоплавкая.
Масла и смазки в зависимости от сорта и марки отличаются друг от друга
своими физико-химическими свойствами, которые устанавливаются и
гарантируются ГОСТом. Рассмотрим важнейшие свойства масел и смазок,
применяемых для электрокаров и электропогрузчиков.
Основными - характеристиками масел является их вязкость и температура
вспышки (табл. 18). Различают вязкости — динамическую, кинематическую и
условную.
Динамическую и кинематическую вязкость определяют капиллярными
вискозиметрами.
Условная вязкость по ГОСТу 6258—52 определяется отношением времени
истечения из вискозиметра типа ВУ испытуемого масла в количестве 200 cms
к времени истечения такого же количества дистиллированной воды при
температуре 20° С.
Условная вязкость выражается в градусах ВУ60 или ВУ100, где индексы 50
или 100 обозначают температуру масла при испытании.
Вязкость масла изменяется в зависимости от температуры (при повышении
температуры вязкость уменьшается, при понижении — увеличивается).
Таблица 18. Индустриальные жидкие масла
В стандартах вязкостно-температурная характеристика
масла дается числовой величиной, получаемой отделения числовых значений
кинематической вязкости при температурах 50 и 100° С.
Температурой вспышки масла называют температуру, при которой пары масла,
нагретого в установленных стандартом условиях, образуют с окружающим
воздухом смесь, вспыхивающую при поднесении к ней пламени. Эта
температура определяет способность масла к испарению и характеризует его
огнеопасность. Само масло при определении температуры вспышки еще не
загорается.
Температурой воспламенения масла называют температуру, при которой не
только вспыхивают масляные пары, но загорается само масло и горит не
менее 5 сек.
Температура застывания масла характеризует потерю его текучести при
низкой температуре, когда масло после наклона стандартной пробирки под
углом 45° остается неподвижным в течение 1 мин. Наиболее высокую
температуру застывания (+17° С) имеет масло цилиндровое 38, а самую
низкую (—60° С) — масло приборное МВП.
Кислотное число выражает количество миллиграммов едкого калия,
требующееся для нейтрализации 1 г масла, и характеризует содержание в
маслах органических кислот, присутствие которых в количествах выше 0,35%
может вызвать коррозию металла, соприкасающегося с таким маслом. Воды не
должно быть в масле (масло считается безводным, если в нем воды меньше
0,025%).
Механические примеси, находящиеся в масле во
взвешенном состоянии, вызывают повышенный износ машин и засорение
маслопроводов. Стандартами допускается наличие механических примесей в
масле в количестве, не превышающем 0,007%.
Консистентные смазки характеризуются температурой, при которой
происходит падение первой капли смазки, нагреваемой в определенных
условиях в особом приборе.
Чем выше температура каплепадения смазки, тем выше
допустимая температура ее работы. Наиболее высокую температуру
каплепадения (200° С) имеет смазка НК-50.
Пенетрация характеризует степень густоты смазки, ее плотность и
определяется пенетрометром по глубине погружения в смазку стандартного
конуса при температуре 25° С в течение
5 сек. Чем мягче смазка, тем глубже в нее погружается конус. По числу
пенетрации можно примерно судить о пригодности смазки для выбранного
способа ее подачи через масленки и трубы.
Для кальциевых смазок обязательной составной частью
является вода в количестве не выше 3%, для натриевых — не выше 0,5%; в
предохранительных смазках воды не должно быть. Свободная вода,
выделяющаяся в виде капель, не допускается. Подача смазочного материала
к узлам электрокаров и электропогрузчиков производится заливкой масла из
масленки, например в картер дифференциала или с помощью шприцев в
пресс-масленки.
Пресс-масленки состоят из стального шарика и пружины, вставленных в
корпус. Поступающая в масленку смазка отжимает шарик и проходит к
смазываемому узлу. При прекращении подачи смазки пружина выталкивает
шарик и он закрывает отверстие в масленке.
Пресс-масленки могут быть запрессованы в корпус детали машины (рис. 110,
а) или ввинчены (рис. ПО, в).
Консистентная смазка нагнетается в пресс-масленку ручным шприцем,
наконечник которого своими планками 1 (рис. 111) плотно охватывает
шаровую или коническую головку масленки.
Шприцы выпускаются двух типов с рабочим объемом 200 см3 с передачей
усилия руки через рукоятку 2 (рис. 111, о) и 120 см3 с передачей усилия
через корпус 3 (рис. 111, б).
Шприцы обеспечивают давление до 250 кПсм2 и подачу не менее 0,35 г
смазки за каждый полный ход плунжера 4. При нажатии на рукоятку или
корпус трубка 5 входит в нижнюю часть корпуса, а находящаяся в ней
смазка плунжером 4 выдавливается в масленку. По окончании заправки
пружина 6 разжимается и возвращает трубку в исходное положение. При
очередном нажатии на рукоятку или корпус шприца новая порция поступает в
полость трубки через отверстие 7.
Данные о смазках приведены в приложениях I и II.
Рис. 110. Общий вид пресс-масленки: а — запрессо-
ванная; б — без переходного штуцера; в — с переходным штуцером
Рис. 111. Общий вид шприца для консистентной
смазки