Аппарат на воздушной подушке Саундерс-Po S. R. N. 2

  Главная       Учебники - Транспорт       Летающий вездеход (Н.И. Николаев) - 1965 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

ГЛАВА V ПОСТРОЕННЫЕ И ПРОЕКТИРУЕМЫЕ АППАРАТЫ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ

 

 

 



Аппарат на воздушной подушке Саундерс-Po S. R. N. 2

 

 

 Аппарат на воздушной подушке S. R. N. 2 построен фирмой «Саундерс-Po» после проведения обширных исследований и испытаний аппаратов типа S. R. N. 1. Он предназначен для перевозки войск и военных грузов главным образом над водными пространствами и для морских десантных операций. Летные испытания аппарата были начаты в январе 1962 г. [33].

Аппарат имеет форму корабля (рис. 40) с отношением длины корпуса к ширине 2:1. Он может совершать полет на воздушной подушке или плавать по воде с меньшими скоростями. Для обеспечения плавучести на аппарате имеются герметичные воздушные камеры.

Несущая система аппарата (рис. 41) состоит из двух центробежных вентиляторов диаметрами по 3,75 ж, расположенных впереди и позади поперечной оси аппарата. Каждый вентилятор имеет два воздухозаборника. Воздух нагнетается вентиляторами в воздушную камеру, расположенную под палубой, и из воздушной камеры истекает через кольцевое сопло по периметру днища. В кольцевом сопле находятся дефлекторы, отклоняющие струю воздуха назад для создания горизонтальной тяги. Кроме того, в днище размещаются диагональные сопла, обеспечивающие аппарату устойчивость относительно продольной и поперечной осей.

Основными движителями, обеспечивающими горизонтальный полет, являются два воздушных винта, установленных на пилонах на верхней часта корпуса.

Силовая установка аппарата состоит из четырех турбовинтовых двигателей Блэкборн А. 129 «Нимбус» с мощностью по 815 л. с., установленных попарно в отсеке, расположенном в задней части корпуса. Правая пара двигателей приводит во вращение через трансмиссию задний вентилятор и воздушный винт, а левая пара — передний вентилятор и воздушный винт. В связи с тем что число оборотов выходного вала двигателя достигает 28 000 об/мин, в трансмиссиях привода вентиляторов и

винтов установлены понижающие редукторы. Запас топлива для двигателей размещается в двух мягких топливных баках по бортам корпуса емкостью по 1910 л.

Пилоны, на которых установлены толкающие воздушные винты, могут поворачиваться на угол ±30° посредством двух гидравлических силовых цилиндров и соответственно изменять направление тяги винтов. Винты имеют изменяемый шаг. При реверсировании лопастей винтов их тяга по направлению может быть изменена на 180°.

Управление аппаратом осуществляется следующим образом. В кабине установлена колонка управления со штурвалом (рис. 42). Колонку управления можно отклонять вперед и назад или вправо и влево, а штурвал поворачивать относительно его оси.
 

 

 

 

Рис. 40. Общий вид аппарата на воздушной подушке Саундерс-РоS R.N.2

 

 

При отклонении колонки вперед увеличивается шаг толкающих винтов и соответственно увеличиваются их тяга и скорость полета аппарата. Одновременно с увеличением шага винтов увеличивается угол отклонения дефлекторов в кольцевом сопле, также создающем горизонтальную тягу. При этом момент тяги винтов относительно центра тяжести компенсируется моментом тяги сопла.

При отклонении колонки назад шаг лопастей и соответственно тяга винтов уменьшаются, а при установке лопастей в реверсивное положение направление тяги меняется на 180° и аппарат сначала тормозится, а затем движется назад.

Поворот штурвала управления вправо или влево вызывает соответственно поворот переднего пилона с передним винтом вправо или влево. Тяга винта будет иметь боковую составляющую, создающую крен относительно продольной оси. При крене аппарата возникнет боковая составляющая сил давления в воздушной подушке, которая вместе с боковой составляющей тяги переднего винта будет искривлять траекторию движения аппарата. Такой способ управления аппаратом используется для осуществления виража с креном при горизонтальном полете.

При отклонении колонки управления вправо или влево соответственно отклоняются вправо или влево задний пилон с винтом и руль направления, установленный на киле в хвостовой части аппарата. В этом случае происходит разворот аппарата со скольжением.

Отклонение колонки вправо или влево и поворот в ту же сторону штурвала вызывают соответственный поворот обоих пилонов с винтами и отклонение руля направления. В результате под действием боковых составляющих тяги винтов аппарат будет смещаться вбок. Такой способ применяется для компенсации сноса аппарата боковым ветром.

При отклонении колонки вправо или влево и повороте штурвала в противоположную сторону пилоны поворачиваются в разные стороны. При этом создается момент тяги винтов, разворачивающий аппарат относительно вертикальной оси.

В центральной части аппарата размещена грузовая кабина длиной 6 м и шириной 4,8 м. В кабине могут быть установлены сиденья на 70 человек.

Конструкция аппарата цельнометаллическая из алюминиевых сплавов. Силовой набор корпуса состоит из двух

продольных балок и семнадцати поперечных шпангоутов. Для движения по земле на аппарате устанавливается трехколесное шасси.

Аппарат имеет длину 19,4 м и ширину 9 м. Полетный вес аппарата 27 000 кг, а максимальный вес полезной нагрузки 10 000 кг. (Максимальная скорость полета 160 км/час. Высота полета над уровнем земли или воды 30—45 см. Избыточное давление в воздушной подушке
 

равно 0,0315 кг!см2. Дальность полета с грузом около 10 000 кг достигает 370 км.

Фирмой «Саундерс-Po» разработаны проекты аппаратов на воздушной подушке S. R. N. 3 и S. R. N. 4. Первый из них будет иметь полетный вес около 40 000 кг и силовую установку общей мощностью 4000 л. с. Аппарат рассчитан на перевозку до 150 пассажиров.

 

 

 

 

 

 

Рис. 41. Компоновочная схема аппарата на

1 — две пары турбовинтовых двигателей Блэкборн А-129 «Нимбус»; 2— стартер-генератор; 3 — воздухозаборники системы охлаждения генератора; 4 — топливный насос и регулятор подачи топлива;

5 —. маслобаки системы смазки трансмиссии; 6 — бачок гидросистемы; 7 — маслорадиаторы; 8 — редуктор правых двигателей; 9 — приводной вал к заднему вентилятору и заднему винту; 10 — проводка управления к регулятору подачи топлива; 11 — осушитель воздуха на входе в воздухозаборник двигателя; 12 — баллоны противопожарной системы с огнетушительной смесью; 13 — противопожарная перегородка; 14 — сопла двигателей; 15 — штепсельный разъем подключения наземного источника электропитания и телефонной связи; 16 — приводной вал от левых двигателей к переднему вентилятору и переднему винту; 17 — толкающие винты диаметрами 3 м; 18 — редуктор воздушного винта; 19 — механизм управления шагом воздушного винта; 20 — гидравлические силовые цилиндры поворота пилона; 21 — коробка конической передачи; 22 — муфты приводного вала; 23 — ревоздушной подушке Саундерс-Po S.R.N.2:

дуктор вентилятора; 24 — центробежные вентиляторы диаметрами 3,75 м; 25 — подшипник приводного вала винта; 26 — сиденья для 66 человек; 27—кожух вентилятора; 28 — проводка управления винтами; 29 — трапы; 30 — воздухозаборники вентилятора; 31 — люк; 32—приемник воздушного давления; 33—съемный люк двигательного отсека; 34 — створки воздухозаборника; 35 — трос проводки управления к рулю направления; 36 — топливный бак; 37 — поручни; 38 — швартовочные узлы; 39 — буксировочный крюк; 40 — узлы для крепления шасси; 41 — тумба; 42 — направляющие; 43 — предохранительная решетка; 44 — гибкая юбка; 45 — иллюминатор; 46 — воздушная камера; 47 — воздушные камеры, обеспечивающие плавучесть; 48 — входной люк; 49 — заливная горловина топливного бака; 50 — шпангоут; 51 — трубчатая стойка; 52 — трубчатый раскос; 53 — центральный шпангоут; 54 — клапан заполнения воздухом емкости для обеспечения плавучести; 55 — направляющие лопатки; 56 — стабилизирующее щелевое сопло
 

 

 

 

Рис. 42. Общий вид кабины экипажа и приборных досок аппарата на воздушной подушке Саундерс-Po S.R.N.2
1 — штурвал и колонка управления, 2 — указатель числа оборотов вентилятора, 3 — указатель воздушной скорости; 4 — указатель скорости при движении но воде; 5 — указатель шага воздушного винта; 6 — указатель угла поворота пилона; 7 — кнопка включения противопожарной системы двигателя; 8 — указатель температуры газов в выхлопной трубе двигателя; 9 —• указатель угла установки лопаток на входе в двигатель, 10 — указатель количества балластной воды; 11 —• указатель числа оборотов газогенератора; 12 — указатель количества топлива; 13 — указатель температуры масла перед маслорадиа-тором; 14 — указатель крутящего момента двигателя; 15 — указатель крутящего момента воздушного винта; 16 — рычаг управления двигателем, 17 — рычаг управления шагом воздушного винта; 18 — выключатель слива балластной воды, 19 — сигнальные лампы запуска двигателей, 20 — гирокомпас, 21 — индикатор радиолокационной станции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..