ГЛАВА V
ПОСТРОЕННЫЕ И ПРОЕКТИРУЕМЫЕ АППАРАТЫ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ
Аппарат на воздушной подушке Саундерс-Po S. R. N. 2
Аппарат на воздушной подушке S. R. N.
2 построен фирмой «Саундерс-Po» после проведения обширных
исследований и испытаний аппаратов типа S. R. N. 1. Он
предназначен для перевозки войск и военных грузов главным
образом над водными пространствами и для морских десантных
операций. Летные испытания аппарата были начаты в январе 1962 г.
[33].
Аппарат имеет форму корабля (рис. 40) с отношением длины корпуса
к ширине 2:1. Он может совершать полет на воздушной подушке или
плавать по воде с меньшими скоростями. Для обеспечения
плавучести на аппарате имеются герметичные воздушные камеры.
Несущая система аппарата (рис. 41) состоит из двух центробежных
вентиляторов диаметрами по 3,75 ж, расположенных впереди и
позади поперечной оси аппарата. Каждый вентилятор имеет два
воздухозаборника. Воздух нагнетается вентиляторами в воздушную
камеру, расположенную под палубой, и из воздушной камеры
истекает через кольцевое сопло по периметру днища. В кольцевом
сопле находятся дефлекторы, отклоняющие струю воздуха назад для
создания горизонтальной тяги. Кроме того, в днище размещаются
диагональные сопла, обеспечивающие аппарату устойчивость
относительно продольной и поперечной осей.
Основными движителями, обеспечивающими горизонтальный полет,
являются два воздушных винта, установленных на пилонах на
верхней часта корпуса.
Силовая установка аппарата состоит из четырех турбовинтовых
двигателей Блэкборн А. 129 «Нимбус» с мощностью по 815 л. с.,
установленных попарно в отсеке, расположенном в задней части
корпуса. Правая пара двигателей приводит во вращение через
трансмиссию задний вентилятор и воздушный винт, а левая пара —
передний вентилятор и воздушный винт. В связи с тем что число
оборотов выходного вала двигателя достигает 28 000 об/мин, в
трансмиссиях привода вентиляторов и
винтов установлены понижающие редукторы.
Запас топлива для двигателей размещается в двух мягких топливных
баках по бортам корпуса емкостью по 1910 л.
Пилоны, на которых установлены толкающие воздушные винты, могут
поворачиваться на угол ±30° посредством двух гидравлических
силовых цилиндров и соответственно изменять направление тяги
винтов. Винты имеют изменяемый шаг. При реверсировании лопастей
винтов их тяга по направлению может быть изменена на 180°.
Управление аппаратом осуществляется следующим образом. В кабине
установлена колонка управления со штурвалом (рис. 42). Колонку
управления можно отклонять вперед и назад или вправо и влево, а
штурвал поворачивать относительно его оси.
Рис. 40. Общий вид аппарата на воздушной
подушке Саундерс-РоS R.N.2
При отклонении колонки вперед увеличивается
шаг толкающих винтов и соответственно увеличиваются их тяга и
скорость полета аппарата. Одновременно с увеличением шага винтов
увеличивается угол отклонения дефлекторов в кольцевом сопле,
также создающем горизонтальную тягу. При этом момент тяги винтов
относительно центра тяжести компенсируется моментом тяги сопла.
При отклонении колонки назад шаг лопастей и соответственно тяга
винтов уменьшаются, а при установке лопастей в реверсивное
положение направление тяги меняется на 180° и аппарат сначала
тормозится, а затем движется назад.
Поворот штурвала управления вправо или влево вызывает
соответственно поворот переднего пилона с передним винтом вправо
или влево. Тяга винта будет иметь боковую составляющую,
создающую крен относительно продольной оси. При крене аппарата
возникнет боковая составляющая сил давления в воздушной подушке,
которая вместе с боковой составляющей тяги переднего винта будет
искривлять траекторию движения аппарата. Такой способ управления
аппаратом используется для осуществления виража с креном при
горизонтальном полете.
При отклонении колонки управления вправо или влево
соответственно отклоняются вправо или влево задний пилон с
винтом и руль направления, установленный на киле в хвостовой
части аппарата. В этом случае происходит разворот аппарата со
скольжением.
Отклонение колонки вправо или влево и поворот в ту же сторону
штурвала вызывают соответственный поворот обоих пилонов с
винтами и отклонение руля направления. В результате под
действием боковых составляющих тяги винтов аппарат будет
смещаться вбок. Такой способ применяется для компенсации сноса
аппарата боковым ветром.
При отклонении колонки вправо или влево и повороте штурвала в
противоположную сторону пилоны поворачиваются в разные стороны.
При этом создается момент тяги винтов, разворачивающий аппарат
относительно вертикальной оси.
В центральной части аппарата размещена грузовая кабина длиной 6
м и шириной 4,8 м. В кабине могут быть установлены сиденья на 70
человек.
Конструкция аппарата цельнометаллическая из алюминиевых сплавов.
Силовой набор корпуса состоит из двух
продольных балок и семнадцати поперечных
шпангоутов. Для движения по земле на аппарате устанавливается
трехколесное шасси.
Аппарат имеет длину 19,4 м и ширину 9 м.
Полетный вес аппарата 27 000 кг, а максимальный вес полезной
нагрузки 10 000 кг. (Максимальная скорость полета 160 км/час.
Высота полета над уровнем земли или воды 30—45 см. Избыточное
давление в воздушной подушке
равно 0,0315 кг!см2. Дальность полета с
грузом около 10 000 кг достигает 370 км.
Фирмой «Саундерс-Po» разработаны проекты аппаратов на воздушной
подушке S. R. N. 3 и S. R. N. 4. Первый из них будет иметь
полетный вес около 40 000 кг и силовую установку общей мощностью
4000 л. с. Аппарат рассчитан на перевозку до 150 пассажиров.
|