ГЛАВА V
ПОСТРОЕННЫЕ И ПРОЕКТИРУЕМЫЕ АППАРАТЫ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ
Аппарат на воздушной подушке «Аврокар»
канадской фирмы «Авро»
Аппарат «Аврокар» канадской фирмы «Авро»
разрабатывается по заказу армии США с 1955 г. К 'настоящему
времени построены два экспериментальных образца [15, 18, 27]
Аппарат имеет форму профилированного диска (рис. 38). Воздушная
подушка под аппаратом создается с помощью реактивной струи,
истекающей из кольцевого сопла, расположенного по периметру
аппарата. Дополнительный поток воздуха, увеличивающий подъемную
силу, создается в результате подсасывания реактивной струей
воздуха через кольцевую щель, расположенную сверху по, периметру
аппарата. Воздух нагнетается вентилятором, расположенным в
центральной части аппарата, и подается в сопло по радиальным
каналам. Вентилятор приводится во вращение тремя
турбореактивными двигателями Континенталь J-69,
каждый из которых в обычном варианте
развивает тягу около 600 кг. Однако в данном случае двигатели
служат не для создания тяги. Горячие газы из камер сгорания
двигателей подаются в сборную улитку, а из нее на турбинные
лопатки, расположенные по внешнему ободу вентилятора и
приводящие его во вращение. Часть газов,
вращающих турбины турбореактивных
двигателей, по-видимому, истекает через реактивные сопла под
днищем аппарата, дополнительно повышая давление в воздушной
подушке.
Тяга для горизонтального полета создается отклонением назад
реактивной струи.
Так как днище аппарата плоское, а верхняя поверхность— выпуклая,
при горизонтальном полете со сравнительно большой скоростью над
верхней поверхностью аппарата образуется разрежение и аппарат
даже при нулевом угле атаки создает аэродинамическую подъемную
силу, которая позволяет осуществлять полеты на несколько больших
высотах над землей по сравнению с аппаратами на воздушной
подушке другой формы.
Об управлении аппаратом точных сведений нет.
Рис. 38. Аппарат на воздушной подушке Авро
«Аврокар»
Предполагается, что управление относительно
продольной и поперечной осей осуществляется посредством
изменения расхода воздуха через кольцевую струю в различных ее
частях вследствие перекрытия створками каналов подачи воздуха к
соплу. Перекрытие канала подачи воздуха, например, в правую
часть кольцевой струи уменьшит с этой стороны реактивную тягу
кольцевой струи и соответственно вызовет возникновение момента
сил, накреняющего аппарат вправо.
Развороты аппарата относительно вертикальной оси осуществляются
дифференциальным отклонением реактивной струи в различные
стороны аппарата.
Экипаж аппарата состоит из двух человек, размещаемых в двух
кабинах впереди справа и слева от вентилятора. Фонари кабины
выступают за обводы аппарата.
Конструкция аппарата цельнометаллическая. Силовой набор состоит
из радиальных нервюр и кольцевых элементов. Обшивка изготовлена
из листов алюминиевого сплава.
Диаметр аппарата около 15 м. По сведениям, приведенным в
иностранной литературе [15], аппарат может развивать скорость
полета до 480 км/час, а дальность его полета достигает 1600 км.
|