19. Основные правила и меры безопасной
эксплуатации сосудов, работающих под давлением, при обслуживании
снегоочистителей
В народном хозяйстве, и в частности на железнодорожном
транспорте, используется большое количество сосудов, работающих
под давлением. Такие сосуды являются источниками повышенной
опасности, поэтому при проектировании, изготовлении, монтаже,
ремонте и эксплуатации сосудов, работающих под давлением,
необходимо строго придерживаться требований, установленных
соответствующими правилами.
Сосудом, работающим под давлением, называют герметически
закрытую емкость, предназначенную для ведения химических и
тепловых процессов, хранения и перевозки сжатых, сжиженных и
растворенных газов и жидкостей под давлением. Правила устройства
и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением,
утвержденные Госгортехнадзором 19 мая 1970 г., распространяются
на сосуды, работающие под давлением свыше 0,07 МГ1а, сосуды, и
бочки для перевозки сжиженных газов, давление паров которых при
температуре до 50 С° превышает указанные значения, баллоны,
предназначенные для перевозки и хранения сжатых, сжиженных и
растворенных газов под тем же давлением.
Эти правила не распространяются на приборы парового и водяного
отопления, сосуды и баллоны вместимостью не более 25 л, у
которых произведение вместимости в литрах на рабочее давление в
атмосферах составляет не более 200, части машин, не
представляющие собой самостоятельных сосудов (например, цилиндры
двигателей паровых и воздушных машин и компрессоров), сосуды из
неметаллических материалов, трубчатые печи независимо от
диаметра труб, воздушные резервуары тормозного оборудования
подвижного состава железнодорожного транспорта, автомобилей и
других средств передвижения, а также некоторые другие виды
сосудов, указанные в Правилах.
Правила надзора за паровыми котлами и воздушными резервуарами
подвижного состава железных дорог МПС (ЦВ, ЦТ, ЦП/3198)
распространяются на паровые котлы и воздушные резервуары
пневматического оборудования железнодорожного подвижного
состава.
В путевом хозяйстве к числу сосудов, работающих под давлением,
относятся, главным образом, воздухосборники стационарных
компрессорных установок, предназначенных, например, для питания
систем пневматической очистки стрелок, пневматических систем
ремонтных и эксплуатационных предприятий.
Каждый сосуд, предназначенный для работы под давлением, должен
иметь паспорт установленной формы, в котором отражаются данные о
назначении сосуда, его технические характеристики, сведения о
приемке сосуда и его испытаниях. В процессе эксплуатации в
паспорт вносятся сведения о регистрации и периодических
освидетельствованиях сосуда. На видном месте сосуда должна быть
прикреплена табличка завода-изготовителя, на которой обязательно
указывается рабочее и пробное давление.
Конструкция сосудов должна быть надежной, обеспечивать
безопасность при эксплуатации и предусматривать возможность
осмотра, очистки, промывки, продувки и ремонта сосудов.
Внутренние устройства, препятствующие осмотру сосуда,
выполняются, как правило, съемными. В сосудах диаметром более
800 мм устраиваются лазы, что позволяет их осматривать и
ремонтировать. После изготовления все сосуды подвергают
гидравлическому испытанию. В зависимости от номинального
давления и способа изготовления сосуда (сварные или литые)
устанавливается пробное давление, равное 1,25 или 1,5 рабочего.
Сосуды должны быть снабжены одним или несколькими
предохранительными клапанами.
Главные и запасные резервуары автотормозов локомотивов,
моторвагонных поездов и самоходных единиц специального
подвижного состава испытывают на рабочее давление +0,5 МПа.
Запрещается устанавливать в жилых, общественных зданиях и
примыкающих к ним помещениях сосуды, подлежащие регистрации в
органах Госгортехнадзора. Такие сосуды устанавливают на открытых
площадках, в местах, исключающих скопления людей.
Все сосуды (подлежащие и не подлежащие регистрации) должны
подвергаться техническому освидетельствованию: производятся
внутренний осмотр и гидравлическое испытание не реже одного раза
в 8 лет.
Все воздушные резервуары на подвижном составе периодически
подвергаются наружному осмотру и наружному осмотру с
гидравлическим испытанием. Наружный осмотр производят не реже
одного раза в 2 года, а наружный осмотр с гидравлическим
испытанием — не реже одного раза в 4 года. Это
освидетельствование на путевых машинах приурочивают к среднему
или капитальному ремонтам.
При эксплуатации сосудов необходимо строго выполнять инструкции
по режиму работы сосудов и безопасному их обслуживанию,
своевременно проверять исправность действия арматуры,
контрольно-измерительных приборов и предохранительных устройств.
Нужно немедленно отключить сосуд и снять давление при
возникновении:
давления в сосуде выше разрешенного, несмотря на соблюдение всех
требований, указанных в инструкции;
неисправность предохранительных клапанов;
в основных элементах сосуда трещин, выпучин, значительного
утонения стенок, пропусков или потения в сварных швах, течи в
заклепочных и болтовых соединениях, разрыва прокладок;
неисправности манометра (если нельзя
определить давление по другим приборам);
неисправности или обнаружении неполного числа крепежных деталей
крышек и люков;
неисправности указателя уровня жидкости;
неисправности контрольно-измерительных приборов и средств
автоматики.
|