Английский анкерный спуск часов

  Главная      Книги - Часы     Руководство по ремонту часов (Дональд Де Карль) - 1965 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

РЕМОНТ ОСОБЫХ ЧАСОВЫХ МЕХАНИЗМОВ
 


А. Английский анкерный спуск часов

Современные английские часы ничем не отличаются от швейцарских. Однако еще до настоящего времени некоторые фирмы Англии выпускают часы старых типов с механизмами кустарного производства. Эти часы обладают высоким качеством, и автор на примере этих часов считает нужным показать некоторые особенности ремонта высококачественных механизмов.

Функционирование различных узлов, например анкерного спуска, глубина колесной передачи и заводная пружина, в основном такие же, как в швейцарских часах.

Осмотр английских часов следует начать с ходового механизма. Проверяют зазор на ограничительных штифтах, в цапфах баланса. Затем снимают спираль. Некоторые балансы имеют массивные прямоугольные стальные колодки. Для того чтобы снять такую колодку, ^е захватывают латунным пинцетом, поворачивают баланс по часовой стрелке, одновременно осторожно оттягивая баланс от колодки (фиг. 375). Проверяют состояние цапф баланса. Баланс устанавливают обратно в механизм и закрепляют винтами мост баланса.

Обычно взаимодействие зуба ходового колеса и палет видеть нельзя, так как их закрывает мост анкерной вилки. Механизм берут в левую руку, как показано на фиг. 376, и перемещают баланс большим пальцем. Заостренной чуркой слегка сдвигают секундное колесо в направлении его вращения. Баланс медленно перемещают до тех пор, пока эллипс не войдет в паз анкерной вилки. Нажав большим пальцем на платину механизма, затормаживают вилку. Перемещая баланс большим пальцем, проверяют зазоры эллипса в пазу вилки.

Перемещают баланс до тех пор, пока зуб ходового колеса не упадет с плоскости покоя палеты, в этот момент освобождают баланс, выпрямив большой палец. Положение пальца показано на фиг. 376 пунктирной линией. Если зацепление хорошее, баланс

будет свободно вращаться до тех пор, пока эллипс не ударится 0 другую сторону рожков вилки. Баланс, ударившись о вилку, начнет обратное вращение. Когда эллипс будет готов войти в паз анкерной вилки, следует вновь остановить баланс и проверить его движение в другом направлении. Эту операцию повторяют пока все 15 зубьев ходового колеса не пройдут по налетам.

 

 

 

 

 


Рассмотрим способы исправления неправильностей зацепления ходового колеса с палетами. Палеты в английском ходе установлены впотай в пазах стальной вилки, что затрудняет их перемещение. Если зацепление мелкое для обоих палет, следует установить ходовое колесо большего диаметра.

Для проверки движения к ограничительным штифтам, вилку заклинивают, вложив тонкий кусочек пробки под ее хвостовую часть (фиг. 377). Порядок осмотра и корректировка в этом случае те же, что при осмотре обычного швейцарского анкерного спуска.

В английском анкерном спуске палеты обычно крепятся к вилке двумя латунными штифтами. Чтобы переместить палеты в правильное положение, вилку закрепляют в приспособлении, показанном на фиг. 378, и кусочком проволоки, как пуансоном, запрессовывают палеты в требуемом положении.

Многие английские часы имеют ходовое колесо с храповыми зубьями (фиг. 379), для них требуются большие внутренние и внешние зазоры, чем для обычных зубьев, так как затылок зубьев не должен касаться палет, когда они падают на колесо.

Как указывалось выше, установка большего по диаметру колеса откорректирует мелкое зацепление на обоих налетах, но если ходовой механизм правилен в других отношениях, а мелкое зацепление все же имеет место, то это означает, что палеты должны быть смещены ближе к ходовому колесу. Для этого надо установить новую пару палет, причем плечи вилки, где установлены палеты, должны быть немного длиннее. В настоящее время это не всегда возможно, так как такие вилки в Англии больше не изготовляют. Прежде всего надо осмотреть пазы для установки палет, чтобы выяснить обычного ли они типа, т. е. имеют ли латунные колодки. Иногда на платине часов и латунных оправах камней имеются небольшие точки (одна — для баланса, две — для вилки и три — для ходового колеса), положение которых показывает правильное положение бушона в платине (фиг. 380). Это сделано потому, что оправа камня может быть не совсем круглой и отверстие камня размещено в определенном положении для подгонки глубины зацепления. Для того чтобы подвести палеты ближе к ходовому колесу, следует опилить край оправы камня и оттянуть ее противоположный край. В результате отверстие сместится к одной стороне. Качество регулировки, выполненной таким способом, очень невелико и допустимо лишь для очень малых перемещений. Другой способ состоит в том, чтобы вытянуть немного зубья ходового колеса. Колесо кладут на плоскую наковальню, устанавливают

пуансон с плоским концом, наносят частые и легкие удары по пуансону и при этом колесо непрерывно поворачивают.

 

 

 

 

Фиг .377. Анкерная вилка заклинена кусочками пробки.

 

 

 

 

 

Фиг. 378. Приспособление для корректировки.

 

 

 

Фиг. 379. Ходовое колесо с храповыми зубьями: стрелкой показан зазор у затылка зуба для прохода палеты

 

 

 

 

 

 

 

 

Фиг. 380. Камневые опоры с метками.

 

 

 

 

 

Фиг. 381. Стачивание верхней части зубьев ходового колеса.

 

 


Если зацепление слишком глубокое, верхушки зубьев можно сточигь. Благодаря этому не только корректируется зацепление, но и увеличивается зазор у ограничительных штифтов. Для опиливания верхушек зубьев колесо закрепляют в патроне станка (фиг. 381), подручник устанавливают близко к колесу и на нем твердо держат мелкозернистый оселок (например, арканзасский камень). Пусть ходовое колесо вращается медленно. Сохраняя горизонтальное положение арканзасского камня, подводите его к колесу сверху. Камень должен соприкасаться с колесом только

тогда, когда колесо перемещается в одном направлении. Обычно одного движения лука вниз достаточно, чтобы уменьшить высоту зубьев настолько, чтобы можно было провести следующую проверку правильности зацепления. В английских часах глубина зацепления редко требует корректировки.

После осмотра ходового механизма надо подготовить механизм к промывке. Ходовое колесо очищают, погружая его в цианид. Баланс нужно чистить так, как рекомендовалось выше. Наружную поверхность оправ камней полируют, прежде чем положить платину и мосты в бензин. Для этого следует заточить деревянную чурку, погрузить ее в сухой диамантин и протереть им поверхность оправы.

После полировки оправы камневых отверстий рекомендуется сейчас же положить платину в бензин.

Теперь о колесной системе. Барабан заводной пружины всегда снабжен стопорным механизмом. Положение деталей этого механизма относительно оси барабана требует индивидуальной подгонки и также отмечено точками, нанесенными на одном углу

квадрата. Заводная пружина установлена в барабане так же, как в швейцарских часах.

Итак, часовой механизм разобран и его детали лежат в бензине. Большинство английских механизмов золоченые; когда платины и мосты будут вынуты из бензина и просушены в чистой полотняной ветоши, их нужно очистить чистой мягкой щеткой, чтобы избежать царапины. Чистку производят круговыми движениями.

Для крепления заводной пружины в барабане применяется крючок квадратной формы. Операции по изготовлению подобного крючка заводной пружины не отличаются от изготовления этой детали для швейцарских часов. У куска прямоугольной мягкой стали, немного превышающей ширину крючка, опиливают один конец, чтобы он входил в отверстие барабана (важно расположить его под таким углом, как показано на фиг. 382), предварительно зачистив все четыре стороны мелкозернистым оселком (арканзасским камнем). После этого заостренной чертилкой размечают толщину крючка на внутренней и наружной сторонах куска стали. Затем размеченный кусок стали зажимают в тисках так, чтобы из губок выступала только та часть, которая находилась
внутри барабана. Опиловка показана на фиг. 383. Концу заводной пружины необходимо придать требуемую форму, просверлить отверстие (фиг. 384) и закрепить заклепкой частично законченный крючок (фиг. 385); заклепку не следует опиливать вровень с пружиной. Часть материала немного выше отмеченной линии отрезают (это та часть, которая выступала из барабана). Наружную поверхность полученного крючка следует гладко обточить, снять заусенцы с четырех верхних кромок. Затем пружину изгибают плоскогубцами с латунными губками приблизительно до кривизны барабана (фиг. 386). Пружину заводят в устройстве для завода пружины и приводят в движение рычаг, чтобы он пришел в зацепление с крючком так, как показано на фиг. 387.  Пружину размещают в барабане таким образом, чтобы отверстие оказалось против крючка, осторожно освобождают защелку, дав пружине возможность медленно раскручиваться. Крючок должен войти в отверстие в барабане. Когда пружина будет установлена в нужное положение, барабан берут в левую руку и обратной стороной часовой щетки постукивают по нему около крючка, вследствие чего последний будет посажен до отказа. Крючок опиливают напильником с мелкой нарезкой, но очень осторожно, чтобы напильник не коснулся барабана и, наконец, арканзасским камнем удаляют заусенцы. Теперь следует пружину вынуть из барабана для обработки наружной поверхности крючка.
Эта операция осуществляется полировальным инструментом с крокусом и маслом, как показано на фиг. 388, после чего поверхность крючка очищают и полируют диамантином. Теперь можно считать, что пружина готова для окончательной установки в барабане.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..