Противоударное устройство часов

  Главная      Книги - Часы     Руководство по ремонту часов (Дональд Де Карль) - 1965 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  69  70  71  72  73  74 

 

 

 

РЕМОНТ ОСОБЫХ ЧАСОВЫХ МЕХАНИЗМОВ
 

 

В. Противоударное устройство часов



Часы с противоударным устройством известны уже давно. Несомненно оно оказывает очень большую пользу и еще долгое время сохранит свое значение. Еще Бреге (1747—1823) применял противоударное устройство в форме «парашюта», но впоследствии очень мало обращалось внимания на это защитное устройство. В течение последних 20 лет вновь вернулись к этой идее и теперь большой процент часов, изготовленных в Швейцарии, снабжен противоударными устройствами различной формы.

 

 

 

Наиболее чувствительными деталями часов являются цапфы оси баланса, подверженные повреждениям при падении часов. Поломки оси баланса встречаются и при наличии противоударного устройства, но в большинстве случаев ось сохраняется целой в результате эластичности опор баланса. Желательно защитить цапфы не только от поломки, но также и от изгиба. В часах, не снабженных противоударным устройством, цапфы получают повреждения уже в результате небольшого удара или толчка, что фактически не останавливает часов и не нарушает их работы, но влияет на точность хода. В настоящее время существует несколько различных систем противоударных устройств, но принцип их работы в основном почти одинаковый. Он заключается в том, что опоры баланса поддерживаются в определенном положении пружиной, и если часы подвергаются боковому толчку, опоры смещаются, предохраняя цапфы, а затем возвращаются в исходное положение. Ось баланса сконструирована таким образом, что при сотрясении, превышающем определенный предел, заплечики цапф соприкасаются с неподвижной частью противоударного устройства, снимая этим давление на цапфы и передавая его более сильной части оси. Мастеру по ремонту часов следует всегда проверять

все детали противоударного устройства. При сборке деталей следует слегка коснуться сквозного камня снизу пинцетом и нажать на него вдоль и вбок. При снятии давления камень должен

быстро возвратиться в первоначальное положение. Если этого не будет, следует снова разобрать и осмотреть противоударное устройство, выяснив, нет ли там заусенцев, грязи, шероховатости. Следует применять только то масло и таким образом, как это указывалось в главе под названием «чистка и смазка».

 

Кроме основных преимуществ
также и то, что оно не содержит винтов. Рассмотрим три наиболее распространенные системы противоударных

устройств, применяемых в Швейцарии: «Incablok», «Parechoc» и «Shockresist».

Противоударное устройство Incablok применяется фирмой Universal Escapement (Швейцария); его можно видеть на фиг. 406; на фиг. 407 изображены детали этой системы противоударного устройства, а на фиг. 408 показан весь узел баланса. На фиг. 409 и 410 изображен амортизатор фирмы Parechoc, причем его детали видны на фиг. 411 и 412, а на фиг 413 — собранный узел амортизатора. На фиг. 414 показан заплечик оси баланса, опирающийся на жесткую оправку амортизатора при осевом ударе, а на фиг. 415 показан случай бокового удара. Противоударное устройство Shokresist (фиг. 416) применяет швейцарская фирма Эрихманн.

 

В противоударном устройстве Shockresist сквозной камень вправлен в пружинную оправу 1 п удерживается в исходном положении шайбой 2. Накладной камень удерживается пружинной шайбой 3. Эти детали собраны в гнезде 4. Когда ось испытывает осевой или боковой удар, камни смещаются и заплечики оси соприкасаются с жестким гнездом 4, защищая цапфы от удара. Эта система (фиг. 417 и 418) основана на эластичности пружинной оправы сквозного камня и пружинной опоры накладного камня. При ударе заплечик на оси баланса соприкасается с жесткой оправой амортизатора, как и в двух вышеупомянутых системах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фиг. 411. Амортизатор «Parechoc»; нижняя опора:
1 — гнездо; 2 — камень в оправе; 3 — накладной камень; 4 — пружина амортизатора.

 

 

 

 

 

 

 

Фиг. 412. Верхняя опора амортизатора «Parechoс»:
1 — пружина амортизатора; 2 — накладной камень; 3 — камень в оправе; 4 — гнездо; 5 — пружинный запор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  69  70  71  72  73  74