|
|
содержание .. 69 70 71 72 73 74
РЕМОНТ ОСОБЫХ ЧАСОВЫХ
МЕХАНИЗМОВ
В. Противоударное устройство часов
Наиболее чувствительными деталями часов являются цапфы оси баланса, подверженные повреждениям при падении часов. Поломки оси баланса встречаются и при наличии противоударного устройства, но в большинстве случаев ось сохраняется целой в результате эластичности опор баланса. Желательно защитить цапфы не только от поломки, но также и от изгиба. В часах, не снабженных противоударным устройством, цапфы получают повреждения уже в результате небольшого удара или толчка, что фактически не останавливает часов и не нарушает их работы, но влияет на точность хода. В настоящее время существует несколько различных систем противоударных устройств, но принцип их работы в основном почти одинаковый. Он заключается в том, что опоры баланса поддерживаются в определенном положении пружиной, и если часы подвергаются боковому толчку, опоры смещаются, предохраняя цапфы, а затем возвращаются в исходное положение. Ось баланса сконструирована таким образом, что при сотрясении, превышающем определенный предел, заплечики цапф соприкасаются с неподвижной частью противоударного устройства, снимая этим давление на цапфы и передавая его более сильной части оси. Мастеру по ремонту часов следует всегда проверять все детали противоударного устройства. При сборке деталей следует слегка коснуться сквозного камня снизу пинцетом и нажать на него вдоль и вбок. При снятии давления камень должен быстро возвратиться в первоначальное положение. Если этого не будет, следует снова разобрать и осмотреть противоударное устройство, выяснив, нет ли там заусенцев, грязи, шероховатости. Следует применять только то масло и таким образом, как это указывалось в главе под названием «чистка и смазка».
Кроме основных преимуществ устройств, применяемых в Швейцарии: «Incablok», «Parechoc» и «Shockresist». Противоударное устройство Incablok применяется фирмой Universal Escapement (Швейцария); его можно видеть на фиг. 406; на фиг. 407 изображены детали этой системы противоударного устройства, а на фиг. 408 показан весь узел баланса. На фиг. 409 и 410 изображен амортизатор фирмы Parechoc, причем его детали видны на фиг. 411 и 412, а на фиг 413 — собранный узел амортизатора. На фиг. 414 показан заплечик оси баланса, опирающийся на жесткую оправку амортизатора при осевом ударе, а на фиг. 415 показан случай бокового удара. Противоударное устройство Shokresist (фиг. 416) применяет швейцарская фирма Эрихманн.
В противоударном устройстве Shockresist сквозной камень вправлен в пружинную оправу 1 п удерживается в исходном положении шайбой 2. Накладной камень удерживается пружинной шайбой 3. Эти детали собраны в гнезде 4. Когда ось испытывает осевой или боковой удар, камни смещаются и заплечики оси соприкасаются с жестким гнездом 4, защищая цапфы от удара. Эта система (фиг. 417 и 418) основана на эластичности пружинной оправы сквозного камня и пружинной опоры накладного камня. При ударе заплечик на оси баланса соприкасается с жесткой оправой амортизатора, как и в двух вышеупомянутых системах.
Фиг. 411. Амортизатор «Parechoc»; нижняя опора:
Фиг. 412. Верхняя опора амортизатора «Parechoс»:
содержание .. 69 70 71 72 73 74
|
|
|