Изготовление заводного вала часов на токарном станке сложной конструкции

  Главная      Книги - Часы     Руководство по ремонту часов (Дональд Де Карль) - 1965 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

 

Токарный станок сложной конструкции и работа часовщика на нем

 

 

Изготовление заводного вала часов на токарном станке сложной конструкции

 

 

 

Изготовление заводного вала производится следующим образом. Стальной пруток, диаметром немного больше наибольшей толстой части вала, закрепляют в цанговом патроне токарного станка так, чтобы небольшая часть прутка выступала из патрона и конец обтачивают на конус. Затем заготовку выдвигают из патрона на требуемую длину изготовляемого вала. Необходимо установить на задней бабке опорный центр для обеспечения большей устойчивости заготовки. Вал затем обтачивают до такого размера, чтобы туго входил в отверстие. На конце вала обтачивают цапфу и полируют ее крокусом и диамантином до плотной подгонки к отверстию в опоре. Цапфу следует сделать возможно длиннее, чтобы она оставалась бы в своем отверстии, когда вал будет находиться в положении перевода стрелок. Часть вала, которая должна находиться в отверстии платины, необходимо отполировать крокусом и диамантином пока вал не будет вращаться свободно.

Участок вала для насадки заводного триба также предварительно точат, а затем полируют и подвергают чистовой отделке. Нет необходимости полировать весь вал. После этого отмечают

положение, которое будет занимать заводная муфта. Вал на этом участке должен быть квадратным. На фиг. 330 показаны стадии изготовления заводного вала. Переднюю бабку станка стопорят штифтом, входящим в одно из боковых отверстий наибольшего шкива.

 

 

 

 

Фиг. 330. Изготовление заводного вала:
а — заготовка; б — первый выступ; в — цапфа, 8 — выступ для квадрата; д — квадрат опилен; е — выточка для штифта переводного рычага.

 

 

 

Подручник заменяют роликовым упором, который приближают к обрабатываемому валу и устанавливают его на одном уровне с верхней частью последнего. Тонкий, достаточно острый

плоский напильник (лучше использовать не новый напильник) устойчиво держат на ролике; грань напильника без насечки должна

быть направлена к торцу цилиндрической части вала (фиг. 331). Предварительно следует сделать несколько движений напильником, не касаясь вала, для определения правильности его положения. Постепенно напильник приближают к обрабатываемому валу до соприкосновения, затем твердо и уверенно перемещают вперед. После двух-трех полных проходов напильником шпиндель проворачивают точно на 1/4 оборота. Переднюю бабку вновь закрепляют, и начинают опиливать другую плоскость  вала, обрабатывая таким образом все четыре грани. Квадратная часть должна иметь небольшое сужение по направлению к цапфе. Для этого берут лист писчей бумаги и кладут под оправку ролика у конца ближайшего к передней бабке. Это создаст некоторый перекос ролика и обеспечит желаемое сужение вала (фиг. 332). Квадратная часть вала не должна иметь острые ребра; они должны

остаться слегка округленными, сохраняя первоначальную цилиндрическую поверхность вала; это может служить правилом обработки квадрата (фиг. 333).

 

 

 

 

Фиг. 333. Заводной вал с неполностью обточенным квадратом.

 

 

 Когда квадрат правильно обработан, тогда все четыре ребра будут иметь одинаковую кривизну закругления. Если этого нет, то необходимо опилить неправильную грань или грани до получения одинаковых ребер.

Каждую грань продолжают затем опиливать по очереди и понемногу, пока ребра не будут острыми. При этом способе можно быть уверенным, что квадрат получится правильный. Можно проверить свою работу, попытавшись насадить кулачковую муфту, и если необходимо, продолжать опиливать грани, пока

муфта не сядет до половины длины квадрата. Теперь вал вынимают из патрона и отрезают приблизительно требуемую длину. Конец вала стачивают на конус. Затем обрабатываемый вал закрепляют в центрах с глухим коническим отверстием, чтобы он свободно вращался. При помощи полировального инструмента с крокусом и маслом полируют заводной вал (фиг. 334).

 

 

При полировке полировальный инструмент держат как карандаш, прилагая небольшое давление и делая круговые движения, одновременно перемещая инструмент вверх и вниз по всей длине плоскости. Вал повертывают и полируют следующую грань квадрата и так далее, пока не будут обработаны все стороны. Снова пробуют насадить муфту и продолжают полировать каждую грань, пока муфта не сядет на расстоянии от выступа, равном собственной длине муфты. Затем вал моют в бензине, хорошо очищают сердцевиной бузины для удаления всех остатков крокуса, очищают также полировальный инструмент, затачивают его напильником и покрывают диамантином, после чего операцию полировки повторяют на всех четырех гранях, пока муфта не сядет свободно на квадрат. Заводной вал устанавливают в часовом меха-низме возможно дальше, закрепляют переводной рычаг так, чтобы его штифт плотно прижался к валу и два-три раза поворачивают вал. Таким образом будет отмечено место, где должна быть приточка. Для прорезания приточки применяют инструмент, показанный на фиг. 285. Приточка прорезается немного выше отметки для обеспечения необходимого зазора.

Для нарезания винтовой резьбы для заводной головки вал повертывают в патроне и зажимают его цилиндрическую часть. Определив размер резьбы или по старому заводному валу, или

по резьбе в заводной головке, вал обтачивают до размера отверстия в винторезной доске, на два отверстия больше, чем то, которое используется для изготовления резьбы. Конец вала обтачивается на конус.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Винторезная доска часовщика, как правило, не нарезает резьбу, а выдавливает ее. Автор упоминает это потому, что подобная операция при обработке твердого металла требует большой осторожности. Винторезную доску держат в правой руке, а шкив передней бабки — левой; вал обильно смазывают маслом и переднюю бабку перемещают вперед и назад, в то же время точно так же перемещают винторезную доску. Можно ощущать значительное сопротивление, и если не будет соблюдена осторожность, то нетрудно сломать вал. Первые пять или шесть ниток резьбы не будут полными, но по мере того, как резьба удлиняется, торможение станет усиливаться. На фиг. 335 показана эта операция. Теперь остается отрезать требуемую длину вала с резьбой; эта длина определяется положением заводной головки, когда механизм уже вставлен в корпус. На фиг. 336 показан законченный вал, установленный в механизм с необходимыми зазорами.

Двойной роликовый упор используется следующим образом. Напильник держат твердо и так, чтобы он касался одновременно обоих роликов. Роликовый упор затем опускают, до соприкосновения напильника и детали. Упор еще немного опускают. Если теперь начинать опиловку, все время сохраняя напильник в контакте с ближайшим роликом, напильник в конце концов придет в соприкосновение со вторым роликом. На этом обработка детали закончится и будет получена абсолютно плоская поверхность.
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..