Изготовление центрального колеса часов на токарном станке сложной конструкции

  Главная      Книги - Часы     Руководство по ремонту часов (Дональд Де Карль) - 1965 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

 

Токарный станок сложной конструкции и работа часовщика на нем

 

 

Изготовление центрального колеса часов на токарном станке сложной конструкции

 

 

 

Изготовление центрального колеса заключает в себе подгонку минутного триба. Здесь в принципе применяются операции, одинаковые для всех трибов: триба промежуточного колеса, триба секундного колеса и триба ходового колеса; отличаются только формы оси. Во-первых, необходимо снять старый триб и удалить все заусенцы из отверстия колеса. Триб следует закрепить в цанговом патроне на токарном станке. Если выбран правильный размер цангового патрона, зубья триба не будут повреждены.

Триб срезают до требуемой длины и обтачивают заплечик для посадки колеса. При срезании зубьев триба штихель держат так, как показано на фиг. 315. Штихель очень твердо опирают на подручник. Движения резания должны быть легкими, в противном случае режущая вершина штихеля будет все время обламываться. Зубья могут быть иногда обломаны с помощью кусачек (см. рис. 315, б), когда они подрезаны до ножек. Затем обтачивают ось и место посадки колеса (фиг. 316). Заплечик для посадки колеса обтачивают на конце, чтобы при насадке колеса остатки ножек зубьев врезались бы немного в колесо. Зубья триба стачивают по высоте настолько, чтобы толщина насаживаемого колеса равнялась приблизительно полуторакратному размеру места посадки. Благодаря этому обеспечивается тугая посадка, но в то же время не нарушается правильность посадки колеса по окружности. Ненужную часть триба отрезают и делают подрез для расклепки. Триб снимают с патрона и кладут на плоскую наковальню заплечиками вверх; отверстие в колесе должно быть достаточно большим, чтобы пропустить ось. Колесо устанавливают на место посадки с помощью полого пуансона (фиг. 317).

Наконец расклепывание заплечика триба производят так, как при напрессовке обода баланса. Колесо зажимают цанговым патроном, чтобы можно было обтачивать цапфы оси. Если длина оси слишком велика, то в заднюю бабку вставляют центр, который будет поддерживать ось.

Обычно предварительно обработанные заготовки триба имеют конические концы; в противном случае необходимо заточить на конус конец оси, чтобы она могла войти в отверстие центра токарного станка. На фиг. 318 показаны два центра: один — с коническим острием, другой — с глухим коническим отверстием. На фиг. 319 видно как ось триба закрепляют в центрах на токарном станке.

Первоначально ось обтачивают для получения нижней цапфы, оставив небольшой уступ, чтобы колесо не касалось платины. В качестве шаблона используют старый триб для определения положения различных мест обработки оси. На фиг. 320 изображен готовый триб, а на фиг. 321 — его сечение.

 

 

 

 

 

Фиг. 319. Установка в центре с внутренним конусом.

 

 

 

 

 

На оси делают выточку, где должен быть посажен триб. Для облегчения посадки рекомендуется выровнять поверхность отверстия внутри минутного триба, сгладив места фрикционной посадки триба на оси. Ось точат штихелем, придав ей слабую конусность для того, чтобы минутный триб при посадке заходил на ось до половины ее длины. Ось полируют смесью крокуса с маслом до свободной посадки триба. Нет необходимости в более высококачественной отделке оси минутного триба, чем образование матовой поверхности.

Посадка минутного триба на ось должна быть не тугой, а фрикционной, но и не очень слабой. Если минутный триб посажен на ось совершенно туго до обжима места посадки, то он будет стремиться подниматься вверх при переводе стрелок; это обусловлено тем, что пружинное действие выступов на триб будет слабее силы трения при тугой посадке минутного триба, эти выступы не будут в состоянии удерживать триб, и последний будет подниматься при вращении. Поэтому очень важно, чтобы посадка триба не была тугой и не слабой. При слабой посадке триб будет качаться из стороны в сторону, что можно наблюдать по острию минутной стрелки при переводе последней

Для образования внутреннего выступа внутри трубки триба применяют кусок латунной проволоки, одну сторону которой опиливают плоско; проволоку вводят в триб так, чтобы плоская сторона находилась в месте посадки. Если необходимо сделать два выступа, по одному с каждой стороны, то опиливают две плоскости. Сначала делается один выступ. Минутный триб устанавливают на приспособлении (рис. 322) и опускают пуансон на триб в том месте, где раньше был выступ. Слегка ударяют по пуансону, чтобы на внутренней стороне трубки триба образовался небольшой выступ. Если нужно изготовить новую ось для минутного триба, то в триб запрессовывают латунный стержень, зажимают его в тисках и, захватив триб плоскогубцами с латунными губками, повертывают его. Выступы в трубке триба про-чертят на латунном стержне штрих, определяющий положение выточки на минутной оси. Пользуясь стержнем с отметкой, как шаблоном, ось обтачивают, как показано на фиг. 323. Затем минутный триб запрессовывают на ось. Посадка триба сопровождается хорошо заметным щелчком. Если щелчок не достаточно явный, ось протачивают немного выше (фиг. 324). Положение смещенной выточки показано пунктирными линиями. Если минутный триб имеет два выступа, то вместо опоры с плоским торцом в приспособлении закрепляется опора в форме долота. Обеспечив хорошую посадку триба на оси, укорачивают ось.

 

 

 

 

 

 

Для этого закрепляют минутный триб с осью в станке и на оси наносят отметку для среза так, чтобы ось не выступала над торцом триба. После этого конец оси обтачивают и полируют диамантином, как показано на фиг. 325.

 

 

 

 

 

Фиг. 325. Полировка конца оси триба минутного колеса.

 

 



Вернемся к обработке триба минутного колеса. У триба со стороны расклепки делают надрез так, чтобы ось на стороне нижней цапфы приняла коническую форму. Этот подрез требует большого мастерства, и задача состоит в том, чтобы сделать его возможно глубже и тоньше. С чисто технической точки зрения назначение подреза заключается в том, чтобы масло, которым смазана цапфа, не растекалось. Подрез, делается режущей вершиной штихеля, и по мере того, как подрез становится глубже, необходимо затачивать штихель, чтобы сделать его конец тоньше.
На фиг. 326 показана эта операция. Пунктирными линиями показана требуемая форма штихеля.

 

 

 

 

Фиг. 326. Выточка триба; пунктирными линиями показана меняющаяся форма штихеля.

 

 

 

 

Фиг. 327. Оправка на колесе в рабочем положении.

 

 

 

 

Фиг. 328. Различные формы торцевого полировального инструмента;
а — железный стержень; б — инструмент, изготовленный из дверного ключа; в — инструмент, изготовленный из гвоздя.

 

 

 


Триб закрепляют в повернутом положении в цанговом патроне, для чего необходим другой патрон с меньшим отверстием. Обтачивают верхнюю часть оси и полируют ее сначала крокусом, а затем диамантином. Затем производят обточку верхней цапфы, отрезают ее до требуемой длины и полируют. Затем делают подрез в верхнем торце головки триба так же, как это было сделано на его противоположной стороне.

Теперь нужно обработать торцовые поверхности головки триба. На колесе устанавливают оправку (фиг. 327). На фиг. 328 показаны инструменты, необходимые для этой операции. Рабочий конец инструмента 1 следует плоско опилить, после чего на него наносят крокус и масло. Лук закрепляют на оправке и держат инструмент на конце головки триба, как показано на фиг. 329.

 

 

 

Фиг. 329. Обработка торца триба

 



Триб должен вращаться с большой скоростью; инструмент же перемещается с легким нажимом. Около десяти перемещений лука достаточно для шлифовки. Затем сердцевиной бузины очищают шлифуемую поверхность. Она должна быть абсолютно плоской. Если нужное качество поверхности не достигнуто, шлифовку следует повторить. Когда поверхность станет удовлетворительной, деталь промывают бензином и очищают сердцевиной бузины.

Все остатки крокуса должны быть удалены.

С инструмента удаляют крокус, повторно опиливают его конец и покрывают диамантином. Операцию повторяют аналогично шлифовке крокусом. Некоторый навык необходим для того, чтобы хорошо отделать триб, так что не следует терять надежды при первой неудачной попытке. По мере полировки диамантином давление инструмента должно быть уменьшено. Во время последних ходов лука, можно заметить, что инструмент скрипит. Это явление сигнализирует о том, что полирование почти закончено. Продолжая работать луком, еще больше ослабляют нажим инструмента, пока проход инструмента не будет создавать ощущение бархатистости поверхности. Обработанную поверхность очищают сердцевиной бузины. Теперь колесо можно повернуть и осуществить отделку нижнего торца головки триба.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..